6 мая 1939 в Третьем Рейхе по приказу Гитлера был
учрежден "Институт исследования и ликвидации иудейского влияния на
немецкую церковную жизнь" (Institut zur Erforschung und Beseitigung des
judischen Einflusses auf das deutsche kirchlichen Leben). Расположенный в
Айзенахе, Тюрингия (восточная Германия), Институт получил поддержку от семи
региональных ассоциаций протестантских церквей с одобрения Министерства
просвещения Рейха. Это были те самые семь церковных ассоциаций, которые
исключили крещенных евреев из своих церквей в 1941 г.
К 1942
г. Институт насчитывал 600 000 членов повсюду в
Германии. Преданные цели исключения иудаизма из христианской веры, ученые
Института и пасторы представляли Иисуса как язычника, а апостола Павла как
иудея, который проповедовал Иисуса и его слова в искаженном свете. Позже
Институт издал Новый Завет и Псалтырь, из которых были удалены иудейские теории
и вставки, а также ввел его повсюду в тех протестантских церквях, которые
исключили Ветхий Завет из своего вероисповедания. Во всем этом преподаватели и
официальные представители церкви, присоединившиеся к Институту, усматривали и
осознавали свою реализацию неприятия Мартином Лютером иудеев и иудаизма. Именно
согласно этому взгляду они открыли Институт во время церемонии в Замке
Вартбург, в который Мартин Лютер переехал 4 мая 1521, чтобы перевести Новый
Завет на немецкий язык.
В разработках Института принимали участие многие
видные ученые-библеисты и богословы. Среди них – Вальтер Грундманн (1906-74),
научный директор Института на протяжении шести лет его существования.
Родившийся в лютеранской семье в Хемнице (восточная Германия), Грундманн рос во
время Первой Мировой войны и ей бурных последствий в Германии. Наряду со
многими религиозно и политически консервативными немцами, он считал, что
французская Революция разрушила божественный порядок, предназначенный для
общества, государства и церкви. Поэтому он отверг либерализм и Веймарскую
республику с одной стороны, и коммунизм и Советский Союз с другой. Ища путь
преодоления “международного заговора” иудеев против христианского мира, он 1
декабря 1930 г.
стал членом Нацистской партии, подражая тем самым своему научному руководителю
по диссертации Герхарду Киттелю. В 1931 г. в Тюбингенском Университете Грундманну
была присвоена докторская степень, в 1932 г. он служил викарием в Церкви Саксонии, и
в 1933 г.
стал там помощником епископа. В этой роли он основал пронацистский журнал
"Christenkreuz und Hakenkreuz" (Крест и Свастика). Кроме того, он
написал многочисленные публикации по Библии и ранней церкви, что привело его к
назначению в 1936 г.
на должность профессора Нового Завета в Университете Йены. Как научный директор
Института, Грундманн часто заявлял, что у этого центра схоластики и
протестантизма была одна цель: “Иудейское влияние на все области немецкой
жизни, включая жизнь религиозно-церковную, необходимо выявить и уничтожить.” В 1940 г. он издал свою широко
читаемую книгу "Иисус галилеянин", утверждая, что Иисус был
не-иудейским оппонентом иудаизма. Вынужденный оставить профессуру в 1945 г. из-за своего бывшего
ранее членства в Нацистской партии, он после войны остался на положении учителя
в протестантской семинарии. В середине 1950-х гг. он написал схоластические
комментарии на Евангелия, которые стали стандартным пособием среди
немецкоговорящих протестантских пасторов. К концу своей карьеры Грундманн издал
около 30 книг и 40 статей, а также 29 введений в авторитетном
"Богословском Словаре к Новому Завету" (Theologischen Wörterch zum
Neuen Testament).
После 1945 г. ученые Института и пасторы старались
избежать судебного преследования, убеждая следствие, что во время Третьего
Рейха они посвятили себя исследованию библейских, исторических и теологических
общих черт и различий между христианством и иудаизмом, и что они не могли
контролировать распространение своих исследований в период холокоста.
Посредством таких оправданий большинству этих людей удалось продолжить свою
карьеру и таким образом удержать престижные роли, в которых они смогли
продолжить распространять свои антисемитские идеи.
Институт посвятил свою работу избавлению
христианства от поздних иудейских "наслоений", и возвращению
немецкому фёлькиш "скандинавского" Христа и арийского Христианства,
восстановленного в его изначальной чистоте. Богословы Института использовали
все возможные средства, дабы упрочить и продвинуть свои исследования. Они
сделали редакцию Нового Завета согласно расовым антииудейским представлениям:
они просили финансовой и политической поддержки нацистской партии,
распространяли свои антииудейские трактаты через обычные научные информационные
средства: спонсируемые исследования, журнальные статьи, книги, финансирование
конференций, обучение дипломированных специалистов, публичные лекции. А
поскольку церковь в Германии была государственной, они внедрили свою
ариохристианскую программу в церковный народ: альтернативные тексты Нового
Завета (в немецком переводе), реформа богослужения, решительная апология и
пропаганда того, что иудейский Ветхий Завет необходимо выбросить из
христианского священного писания.
© Л. Л.
Гифес
Комментариев нет:
Отправить комментарий