Институт исследования и ликвидации иудейского влияния на немецкую церковную жизнь



6 мая 1939 в Третьем Рейхе по приказу Гитлера был учрежден "Институт исследования и ликвидации иудейского влияния на немецкую церковную жизнь" (Institut zur Erforschung und Beseitigung des judischen Einflusses auf das deutsche kirchlichen Leben). Расположенный в Айзенахе, Тюрингия (восточная Германия), Институт получил поддержку от семи региональных ассоциаций протестантских церквей с одобрения Министерства просвещения Рейха. Это были те самые семь церковных ассоциаций, которые исключили крещенных евреев из своих церквей в 1941 г.

К 1942 г. Институт насчитывал 600 000 членов повсюду в Германии. Преданные цели исключения иудаизма из христианской веры, ученые Института и пасторы представляли Иисуса как язычника, а апостола Павла как иудея, который проповедовал Иисуса и его слова в искаженном свете. Позже Институт издал Новый Завет и Псалтырь, из которых были удалены иудейские теории и вставки, а также ввел его повсюду в тех протестантских церквях, которые исключили Ветхий Завет из своего вероисповедания. Во всем этом преподаватели и официальные представители церкви, присоединившиеся к Институту, усматривали и осознавали свою реализацию неприятия Мартином Лютером иудеев и иудаизма. Именно согласно этому взгляду они открыли Институт во время церемонии в Замке Вартбург, в который Мартин Лютер переехал 4 мая 1521, чтобы перевести Новый Завет на немецкий язык. 

В разработках Института принимали участие многие видные ученые-библеисты и богословы. Среди них – Вальтер Грундманн (1906-74), научный директор Института на протяжении шести лет его существования. Родившийся в лютеранской семье в Хемнице (восточная Германия), Грундманн рос во время Первой Мировой войны и ей бурных последствий в Германии. Наряду со многими религиозно и политически консервативными немцами, он считал, что французская Революция разрушила божественный порядок, предназначенный для общества, государства и церкви. Поэтому он отверг либерализм и Веймарскую республику с одной стороны, и коммунизм и Советский Союз с другой. Ища путь преодоления “международного заговора” иудеев против христианского мира, он 1 декабря 1930 г. стал членом Нацистской партии, подражая тем самым своему научному руководителю по диссертации Герхарду Киттелю. В 1931 г. в Тюбингенском Университете Грундманну была присвоена докторская степень, в 1932 г. он служил викарием в Церкви Саксонии, и в 1933 г. стал там помощником епископа. В этой роли он основал пронацистский журнал "Christenkreuz und Hakenkreuz" (Крест и Свастика). Кроме того, он написал многочисленные публикации по Библии и ранней церкви, что привело его к назначению в 1936 г. на должность профессора Нового Завета в Университете Йены. Как научный директор Института, Грундманн часто заявлял, что у этого центра схоластики и протестантизма была одна цель: “Иудейское влияние на все области немецкой жизни, включая жизнь религиозно-церковную, необходимо выявить и уничтожить.” В 1940 г. он издал свою широко читаемую книгу "Иисус галилеянин", утверждая, что Иисус был не-иудейским оппонентом иудаизма. Вынужденный оставить профессуру в 1945 г. из-за своего бывшего ранее членства в Нацистской партии, он после войны остался на положении учителя в протестантской семинарии. В середине 1950-х гг. он написал схоластические комментарии на Евангелия, которые стали стандартным пособием среди немецкоговорящих протестантских пасторов. К концу своей карьеры Грундманн издал около 30 книг и 40 статей, а также 29 введений в авторитетном "Богословском Словаре к Новому Завету" (Theologischen Wörterch zum Neuen Testament).

После 1945 г. ученые Института и пасторы старались избежать судебного преследования, убеждая следствие, что во время Третьего Рейха они посвятили себя исследованию библейских, исторических и теологических общих черт и различий между христианством и иудаизмом, и что они не могли контролировать распространение своих исследований в период холокоста. Посредством таких оправданий большинству этих людей удалось продолжить свою карьеру и таким образом удержать престижные роли, в которых они смогли продолжить распространять свои антисемитские идеи.

Институт посвятил свою работу избавлению христианства от поздних иудейских "наслоений", и возвращению немецкому фёлькиш "скандинавского" Христа и арийского Христианства, восстановленного в его изначальной чистоте. Богословы Института использовали все возможные средства, дабы упрочить и продвинуть свои исследования. Они сделали редакцию Нового Завета согласно расовым антииудейским представлениям: они просили финансовой и политической поддержки нацистской партии, распространяли свои антииудейские трактаты через обычные научные информационные средства: спонсируемые исследования, журнальные статьи, книги, финансирование конференций, обучение дипломированных специалистов, публичные лекции. А поскольку церковь в Германии была государственной, они внедрили свою ариохристианскую программу в церковный народ: альтернативные тексты Нового Завета (в немецком переводе), реформа богослужения, решительная апология и пропаганда того, что иудейский Ветхий Завет необходимо выбросить из христианского священного писания.


      © Л. Л. Гифес
   



Комментариев нет: