Об имени Иисуса Христа


В имени Иисуса Христа много тайн. В масоретских текстах Библии, в написании которых не используются гласные буквы, имя Иисуса пишется четырьмя буквами עושי, что прочитывается как Иешуа и дословно якобы означает: «Яхве спасает». Такое значение этому слову дает иудей Филон Александрийский. Он пояснил, что еврейское слово «Иешуа» означает «Спасение Господне». Вообще, надо обладать феноменальной фантазией, чтобы умудриться прочесть реальное имя по этим буквам. Обратите внимание, что по ним можно сконструировать и другое еврейское имя — Иошия (Иосия). В III веке до н.э. Ветхий завет был переведен на греческий язык по заказу египетского царя Птолемея Филадельфа. Тогдашние толмачи не отличали библейских Иисусов от библейских Иосий. Только в X веке в масоретских переводах Библии появились гласные буквы, после чего произошло разделение между Иисусами и Иосиями. И уже после этого в греческие списки Библии начались вводиться соответствующие исправления этих имен. 

После завоеваний Александра Македонского государства Передней Азии подверглись основательной эллинизации. Иудеи не остались в стороне от этого процесса. В их среде стали появляться греческие имена. Многие еврейские имена стали писаться на греческий манер. Так многие Иешуа стали называться Ясонами. Это имя несколько раз встречается в 1-й книге Маккавеев (8:15; 12; 16; 14:22) и во 2-й книге Маккавеев (1:7; 2:24; 4:7, 26; 5:5, 10). Несколько лиц по имени Ясон принимали деятельное участие в процессе формирования христианства. Они даже находились в составе свиты апостолов (Деяния, 17:5-6; Римлянам, 16:21). Имя «Ясон» созвучно греческому слову Histoy (гистой), что означает «лечить». Именно так объяснял значение слова Иисус известный церковный историк епископ Кесарийский Евсевий Памфил. Обратите внимание, что название протохристианской секты ессеев большинство ученых выводят из слова «asai», которое, по их мнению, означает «лекари», «врачи».

На языке пеласгов — филистимлян и древних греков — слово «ис» (υιος) означало «сын» «потомок», «отпрыск». Существует мнение, что имя Иисус произошло от древней индоевропейской основы «су» — свет.

В IV веке Кирилл Иерусалимский, провозглашенный святым Отцом и Учителем церкви, объяснял, что слово «Иисус» означает «Бог Спаситель» (Theos Soterion). Иоанн Златоуст говорил, что это имя дословно означает Спаситель (Сотир). Климент Александрийский и многие другие богословы IV-V веков связывали имя «Иисус» не с еврейским языком, а с греческим.

Самарянский летописец Абу-л-Фатх (XIV в.) в своем сочинении об истории самаритян называл Иисуса Христа по имени Иас. В Коране Иисус Христос фигурирует, как пророк Иса. В переводе с арабского это — «повелитель, господин». «Иса» является корнем санскритского слова «Ишвара», которое переводится, как «верховный повелитель». У древних хеттов, являвшихся одним из арийских народов, имя бога Солнца было Истанус, что означало «истовый, истинный». Имя Истанус весьма похоже на имя Иисус, смысл же его совершенно идентичен. У древних кельтов был один из главных богов по имени Есус, связанный с солнечным культом.

То есть реально мы не знаем, как в действительности читалось имя Христа и что оно означало. Возможно, что это вовсе не имя собственное, а обозначение должности, родового положения или рода занятий. Оно не имеет ничего общего с древнееврейским именем Иешуа, Иехошуа (Езд.3:2, 4:3, 5:2, Нием. 12:26, Агг.1:1, 2:4), переводящимся как «Яхве спасает». В Талмуде имя Христа написано, как Иешу (ושי) , а не Иешуа (עושי или עשוהי), как это полагалось. Это разные имена. Как Иисус мог носить имя бога, которого он, как вы увидите чуть позднее, не считал своим, а считал богом иудеев?

Вторая часть имени христианского Бога также имеет весьма туманные истоки. Некий грек Сократ Хрест из Малой Азии был политическим соперником царя Вифинии Никомеда в I веке до н.э. Также известен жрец культа Аполлона Хрис. Он боролся на стороне троянцев против греков в Троянской войне. Аполлон заступился за него. Одна из валькирий скандинавских саг названа Христ, что означало «потрясающая». Имя «Хрест» было довольно распространено как в провинциях, так и в самом Риме — среди рабов и вольноотпущенников. Имеется более 80 латинских надписей античного периода, обнаруженных в Риме, в которых встречается имя Chrestos. Ветречались в Риме и Христы. Одна римская надпись начала I в. гласит: «к[вестор] Германика Цезаря, лег[ат] Ти[берия] Цезаря Авг[уста], Г[ай] Юлий Христ (Christus) Диог[ен], вс[адник] на двойном жаловании» (CIL 03, 14165, 14).

«Библейский словарь» Э. Нюстрема объясняет значение имени Христос следующим образом. «Христос» — это греческий перевод слова Мессия, то есть помазанник. Если принять во внимание, что в одном из значений имя Иисус может означать «сын», а Христос — помазанник Божий, то получается, что Иисус Христос — это Сын Помазанника Божьего. То есть сын законного царя. Помазанниками Божьими считались все цари и императоры, которые только были на Земле. Вполне логичное объяснение, если следовать стереотипному мышлению, но верно ли оно?

У готов Иисус почему-то назывался Фрай. Если учесть, что готы пришли в Европу как раз в те самые времена, когда этими же путями продвигались асы и сарматы из Парфии (вероятнее всего часть асов и была готами), то они вполне могли знать более сакральные подробности, связанные с именем Христа. В германо-скандинавской мифологии, берущей свое начало от асов (парфян) и ванов (вентов-венедов-антов-вятичей) имеется бог плодородия, богатства и мира Фрайр, наиболее почитаемый наряду с Одином и Тором. Имя Фрайр в западноевропейских языках трансформировалось в имя Фроди. Фроди это также, видимо, гирканская форма произношения имени Фраат. Помните гирканского наместника Фродосмана?! То есть, по-готски Иисуса Христа на самом деле звали Фроди или Фраатом. На Востоке издавна распространен обычай, называть человека по имени отца, а еще чаще по имени деда или какого-либо достойного предка. Если Христос был сыном «пантеры», то есть царя Парфии Фраата V, то его деда звали также Фраатом. Иисус Фрай можно перевести, как «Сын Фраата». Согласно персидскому эпосу «Шахнаме» имя Фраат можно было перевести так же, как «принесенный в жертву». Не после распятия ли Христа появился такой перевод имени Фраат?

Асы германо-скандинавской мифологии — это возможно скифы-парфяне. Если это так и если Христос был парфянином, то давайте попробуем найти корни его имени на севере Европы. Древние готы, саксы, германцы и скандинавы использовали руническое письмо, которое дал им Один. Для понимания рун он подверг себя мучительному испытанию — распятию на дереве в течение 9 дней. На одной из надписей, найденных на могильной плите в Уэссексе, датируемой IX веком Иисус Христос обозначен, как и следовало ожидать, 4-й руной — «Ас». Руна «Ас» является знаком богов Асгарда, то есть парфянской Нисы. Она обозначает божественную силу в действии. На мистическом уровне мировое дерево Иггдрасиль, являющееся осью мироздания, представлено ясенем. И потому связанная с этим священным деревом руна «Ас» понимается как воплощение божественной власти, которая следит за сохранением порядка во вселенной.

Одна из рун вообще называется «Ис». Название происходит от общегерманского слова isa, древнеанглийского is, древнеисландского iss, старонорвежского is, означающих «лед».

Знак, который использовал Константин Великий в качестве христианского креста, встречается среди рун под именем «Хагал». Ее название происходит от общегерманского halgaloz, hagalaz, древнеанглийского haegl, hagol, древнеисландского hagall, что означает «град». Рунологи трактуют её как «созидание, творчество», «трансформация», «перемены», «вечное возвращение». Эта руна символизирует мировое дерево Иггдрасиль, а также так называемый «Хаг» — изгородь, которая охраняет и защищает весь мир и всю вселенную. В одном старонорвежском и древнеисландском стихе эта руна напрямую связывается с Христом:

Град — холодные зерна небес;
Христос, созидавший мир.

То есть имя Иисус Христос — это, возможно, символическое обозначение функций и способностей данного лица.


Семенов И. Тайная миссия Христа. Ростов-на-Дону. М. 2010, стр. 135-137.
 

Комментариев нет: