Подготовка к великому событию явления в мир Спасителя не прекращалась, начиная с Зороастра, но основная её часть пришлась на два века, до и после земной жизни Христа. Нас будет в данном случае интересовать роль Учителей Мудрости. Нам предстоит разобраться с обществами, которые играли в этом очевидную, хотя и неверно понимаемую роль. Я имею в виду Халдейских Магов и Общину Завета, известную как Ессейское Братство.
Маги были кастой, или классом, существовавшим в Центральной Азии еще до Зороастра. Они приняли Зороастра, когда он пришел к Царю Виштаспа, Бактрийскому правителю Хорезма. Двум Магам было дано задание удостовериться в истинности учения Зороастра, и они обнаружили, что его знания превосходят их собственные. Царь, по совету Магов, был обращен в новую веру. Благодаря завоеваниям Кира, Маги распространились по всей Персидской империи и достигли Сирии и Египта.
Греки, в свою очередь, считали Магов Учителями Мудрости. Так, Порфирий, в своей книге On Abstinence (О воздержании), говорит о том, что "magus" означает "мудрый в вопросах Бога и служащий божественному". Слово "maga" означало дар, или "благодать" Бога, благодаря которой человек может совершать великие дела. Эта священная сила была секретом Магов. В течение четырех столетий, включающих в себя время Христа, Зороастризм не имел среди своих приверженцев особ царского круга, таких как Ахеменидские цари до и Сассанидские цари после. Арсакиды не оставили никаких сведений о своих религиозных верованиях, но Маги сохраняли свои позиции, и даже распространились еще шире. Они были знатоками астрологии и предсказаний, в связи с чем и были упомянуты в Евангелии от Матфея.
Насколько можно судить, существовало три касты, или категории Магов. Первая была экзотерической: сюда относились Маги-жрецы, без которых не обходилась ни одна религиозная церемония, даже не связанная с Зороастризмом. Эта функция была очень похожа на ту, которую выполняли Брахманы в Индии и Египетские жрецы, о которых писали греческие путешественники. Ко второй касте относились Маги, хранившие священные книги и обладавшие особыми знаниями и возможностями. Они были "волшебниками" народных преданий. К третьей категории относились Маги эзотерического общества, знавшие о подготовке к великому событию рождения Спасителя мира. У них был центр в Малой Азии, который продолжал свою деятельность еще в течение трех или четырех веков после времени Христа, и передал свои знания Христианскому Братству в Каппадокии. Кроме того, Маги этого центра участвовали в формировании Ессейского Братства, образовавшегося в Палестине около двух столетий до прихода Христа. Нет никаких сомнений в том, что ессеи были связаны с основным откровением. Благодаря манускриптам Мертвого Моря, мы теперь можем подтвердить то, что писали о них Плиний Младший и Иосиф, иудейский историк. Ессеи были братством, чей образ жизни коренным образом отличался от образа жизни их соплеменников. Братство было очень хорошо организованным, и исключительно разборчивым в отношении принятия новых членов. Ессеи особенно почитали Учителя Праведности, который жил около 150 года до Р. Х. и был первосвященником. Он подвергался гонениям, после чего был убит.
Связь между Ессеями и Магами подтверждается, кроме того, их верой в два противоположных духа, Истину и Ложь, о которых повествуют также и Зороастрийские писания. Священность Истины составляло основу учений Магов и Ессеев. Согласно многим легендам, Ессеи могли предсказывать будущее. Иосиф повествует о том, как убийство Антигона было предсказано одним из ессеев, который был известен точностью своих предсказаний. Другой ессей предсказал, что мальчик станет царем Израиля, и когда этот мальчик неожиданно стал Иродом Великим, Ессейское Братство было в почете.
Хотя ессеи с воодушевлением описывались греческими и иудейскими авторами, как идеальное общество, о них ни разу не упоминается в канонических книгах Ветхого и Нового Завета. Это тем более удивительно, если учесть, что Филон и Иосиф говорят о трех основных еврейских сектах: фарисейской, саддукейской и ессейской. Манускрипты Мертвого Моря подтверждают то, что говорил Филон о ессеях – они были представлены во всех главных городах Палестины, и их основной центр располагался вблизи Мертвого Моря. Это был Кумран, рядом с которым были обнаружены манускрипты. На ессеев оказали влияние не только Зороастризм и Маги. Они также поддерживали связь с Пифагорейцами и Пифагорейское учение о числах и гармонии было включено в их литургику. Кроме того, они общались с буддийскими миссионерами, чьи представления о Благородном Восьмиступенчатом пути, по-видимому, повлияли на организацию Общины Нового Завета. Судя по всему, Учителю Праведности, т. е. Учителю Мудрости, удалось объединить различные традиции в учении и образе жизни, которые привлекли лучшие духовные силы.
Образ жизни ессеев был основан на взаимной любви, а также общности всего имущества и деятельности. Одно из их правил гласило: "Все должно быть общим: истина и добродетельное смирение, стремление к праведности и взаимная любовь между братьями Святой Общины, как братьями Совета Вечности. Пусть пища будет общей, яхад, и благословение будет общим, и совет будет общим". Мы не будем обсуждать здесь суровые условия принятия в братство и его обычаи, за исключением великого ритуального действия, которое совершалось каждый день. Ессеи вставали до восхода солнца и вместе благодарили солнце за все дары природы. Затем они работали до пяти часов, и после очистительного омовения садились за торжественную трапезу, разделяя между собой свежеиспеченный хлеб и вино. Тот же ритуал повторялся и вечером.
Таким образом, мы подошли к самой сути. По-видимому, по крайней мере, некоторые из ессеев были Учителями Мудрости. Учитель Праведности и его ближайшие сподвижники обладали великими знаниями и неординарными способностями. Они поддерживали связь со всеми духовными направлениями Азии и Египта. Братство использовало суровые методы подготовки, и послушничество было длительным. К старшим относились с большим благоговением, и их слова были законом для простых членов общества.
Согласно очень древнему преданию, Иоанн Креститель и Иисус Христос проходили подготовку в ессейском Братстве. Кроме того, известно, что Иоанн начал крестить в Иордане в непосредственной близости от Кумрана, где в течение ста лет располагался основной центр ессейской общины. Вероятно, Иоанн получил личное откровение, побудившее его отделиться от братства и открыто выступить против лицемерия Иерусалимского священства. Св. Матфей (3.7) говорит, что Иоанн был невероятно удивлен, когда фарисеи и саддукеи пришли к нему креститься. Его слова: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", предназначались для простых людей, у которых не хватало мужества и силы духа, чтобы выдержать суровую дисциплину ессеев. Фарисеи претендовали на неотступное следование Закону и были замешаны в преследовании ессеев и убийстве Учителя Праведности. Именно это стало причиной возгласа Иоанна: "Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?"
Иисус был галилеянином и знал о Кумране, т. к. ессейские группы существовали не только в Галилее, но даже и в Самарии. Многое в учении Христа, в особенности Нагорная Проповедь, настолько близко к ессейским доктринам, что, по-видимому, в молодости он прошел полную подготовку и посвящение в братстве. Только ессеи понимали значение слов "если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное".
По мнению некоторых авторитетных историков, Иосиф умер, когда Иисусу было около двадцати пяти лет, и он вернулся в Назарет, чтобы обеспечивать свою мать, работая плотником. Упоминания о его братьях и сестрах свидетельствуют о том, что семья насчитывала, по крайней мере, восемь или девять человек, и что однажды Иисус покинул дом и больше не возвращался. Его привлекла проповедь Иоанна, члена ессейской общины, и он принял от него крещение в Иордане. Следует отметить, что крещение играло важную роль в ессейских ритуалах, и предшествовало каждому посвящению. Во время крещения в Иордане, Иисус понял, что должен проповедовать евангелие Бога Отца и единения в любви. Тем не менее, есть трансцендентная тайна, которую евангелисты либо не понимали сами, либо не имели права открыть. Она была связана со способом передачи Силы Любви человеку. Это секрет знали члены особого круга Учителей Мудрости, и мы должны попытаться раскрыть его, насколько это можно сделать, на основе четырех евангельских повествований.
Крестившись у Иоанна, Иисус принял задачу, возложенную на него Отцом, которая заключалась в передаче действия Божественной Любви тем, кто мог принять его. Нагорная Проповедь является развитием и доработкой так называемого "Руководства по подготовке" ессейского Братства, которое, наверное, представляет собой наиболее ценную находку из числа Манускриптов Мертвого Моря. Оно учит смирению и отвержению этого мира, а также вере в мир провидения. Для этого требуется чрезвычайно высокий уровень неэгоистичности поведения, подвиг которого "видят не люди", а Отец Небесный. Удивительная особенность Нагорной Проповеди заключается в ее актуальности во все времена. Ни одна из заповедей не потеряла своего значения за две тысячи лет. От учеников, прежде всего, требовалась моральная дисциплина, и лишь во вторую очередь их посвящали в искусства предсказания и исцеления. Сам Иисус мог исцелять все уровни, начиная с физического, и заканчивая подлинно духовным. Ученики получили максимум возможного за имевшееся время.
Все это происходило в Галилее, преимущественно на севере побережья Галилейского Моря, в таких городах, как Капернаум, Хоразин, и Вифсаида. Иисус преподавал в собраниях, Его хорошая подготовка в ессейском толковании писаний позволяла ему удивлять людей мудростью и властностью своих слов.
Мы подошли теперь к одному из важнейших моментов, когда Иисус избрал двенадцать учеников, с которыми он собирался совершить величайшее чудо из всех: предать им, грешным людям, силу Любви Божьей. Следующим шагом было послание учеников в мир, чтобы проверить и убедиться в том, что преображение успешно завершилась. "Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь". Указания для этой миссии, описанные Матфеем в десятой главе, напоминают нам о правилах ессеев. Они не должны были иметь личной собственности, собственного дома и должны были обращаться только к тем, которых считали достойными. Кроме того, им следовало полностью и исключительно полагаться на руководство Духа Отца.
Все богословы сходятся во мнении, что событие, известное как Тайная Вечеря, было посвящением (инициацией), которое позволило ученикам передавать благословение. Концепция "спасительной жертвы" апостола Павла исказила смысл агапэ, или Акта Любви, как его, вне всяких сомнений, понимала христианская Церковь. В то же время, Тайная Вечеря происходила не на том же Божественном Уровне, что и Преображение. Не было ни "голоса из-за облаков", ни каких-либо священных существ. Вместе с тем, хлеб и вино вообще не упоминаются в четвертом Евангелии. В трех синоптических Евангелиях трапеза описана приблизительно одними и теми же словами в семи-девяти стихах. Трудно проверить, что разделение хлеба и вина имело основополагающее значение, приписываемое этому действию большинством Христианских церквей сегодня. Оно настолько похоже на чудесное насыщение четырех и семи тысяч, что я склонен рассматривать его скорее как связь со второй частью учения Иисуса, чем как итог его миссии. Более того, литургическое таинство явно заимствовано у Зороастрийской традиции, посредством ессеев. Оно обрело нынешнюю форму и значение в Каппадокии, когда там располагался важный центр Магов. Другими словами, я думаю, что разделение хлеба и вина – Евхаристическая Трапеза – не было основным событием Тайной вечери. Длинная проповедь, приведенная Иоанном (Ин. главы 13-17) проясняет ситуацию. Центральным элементом была Любовь Божья. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:34-5). Эти два стиха, как бы, выпадают из контекста, поскольку в следующем стихе Петр продолжает мысль 33 стиха, не обращая внимание на только что сказанное.
В этом можно увидеть признак того, что произошло нечто существенно новое. Почему была дана новая заповедь? Потому, что произошло нечто новое. Ученики были наделены Силой Любви и, таким образом, отделены от обычных людей, чей эгоизм не позволил им участвовать в Любви Божьей. Вскоре после этого Иисус произносит известные слова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Ученики теперь "не от мира сего" (Ин. 15:19). Они были введены в мир, где Любовь является единственным законом. Причащение, благодаря которому было совершено преображение, отразилось в акте разделения хлеба и вина. Ученики вошли в Царство Небесное и были вне рамок жизни и смерти. Они разделили духовное тело Христа и знали, кем Он был на самом деле.
Дж. Г. Беннет
(в сокращении)
Комментариев нет:
Отправить комментарий