Этническая карта Палестины с древних времен до Р. Х.

При рассмотрении древней этнической истории Палестины нас будет интересовать, прежде всего, наличие в ней арийского элемента. Судя по имеющимся данным, таковой элемент в обозримой истории достигал ее территории несколько раз. Первая арийская волна, источником которой послужили занятые баденской культурой земли на среднем Дунае, докатилась до Палестины в 34-33 вв. до Р.Х. Этот миграционный поток, прошедший по территории Болгарии, Македонии, Греции и Турции (Троя Ib), принес с собой такие элементы раннеарийской культуры, как постройки с апсидами на укрепленных поселениях, серая керамика, примитивный гончарный круг и орудия из меди. Их следы обнаружены на территории Палестины в Мегиддо, Иерихоне, Библе и других местах (Marija Gimbutas. Das Ende Alteuropas. Innsbruck, 1994. S. 63).

В отличие от первого арийского миграционного потока, пришедшего на Ближний Восток с северо-запада, вторая волна расселяющихся ариев достигла территории Палестины с северо-востока. О ней стало известно после находки археологами большого количества египетских архивных документов, которые по-новому осветили историю Передней Азии во 2-м тысячелетии до Р.Х. Многие из этих документов содержали имена правителей мелких государств Сирии и Палестины, имеющие очевидно арийское происхождение. Так, известно о военной коалиции, возникшей в 14 в. до Р.Х. против семитского князя Урусалима (будущего Иерусалима) по причине его союзнических отношений с фараоном Египта. В состав этой коалиции входили, в числе прочих, князь города Кеилах (неизвестного Танаху) в области Хеврона по имени Суваардата и князь города Акшапа (в Танахе Акшаф) Индраута. Имя первого происходит от ведического слова svar или suar («Солнце») и означает «Созданный Солнцем», а имя второго имеет точное соответствие в Ригведе – Индрота и означает «Тот, кому помог Индра». Обнаруженные археологами документы содержат и другие имена арийского происхождения – князя Мегиддо Биридии, князя Аскалона Видии, князей Акры Зататны и Сураты, князя Дамаска Бирьявазы и пр. Уже ранее было известно, что государство Митанни на территории нынешнего северного Ирака в 16-14 вв. до Р.Х. имело княжескую династию и правящую аристократию арийского происхождения. Теперь же ясно, что группы ведических ариев, отколовшиеся от основного потока расселения, шедшего из южнорусских степей на полуостров Индостан, не только осели в Междуречьи, но и достигли Средиземного моря в районе Сирии и Палестины. Произошло это, скорее всего, в конце 17 – начале 16 вв. до Р.Х., в период правления в Нижнем Египте гиксосских завоевателей. По всей видимости, именно их представляют светловолосые люди, изображенные на стене гробницы египетского фараона Сети I (1290-1279 гг. до Р.Х.) в Долине царей. В сопроводительной надписи они именуются «князьями Ретену» (египетское название Палестины и Сирии).

Филистимляне, которые прибыли на Ближний Восток в составе «народов моря» в 12 в. до Р.Х., также были народом арийского корня. Танах, рассказывая о столкновениях евреев с филистимлянами, постоянно именует последних «необрезанными» (ARELIM). Подобное определение никогда не применяется к врагам евреев семитского происхождения, включая ханаанеев. Археологические раскопки показали, что источником материальной культуры филистимлян была культура Микенской Греции, а лингвисты предложили убедительные индоевропейские этимологии для слов из их языка, упоминаемых в Танахе. С 12 в. до Р.Х. филистимляне владели пятью городами на южном побережье Ханаана. Они исчезли со страниц истории в 6 в. до Р.Х. после того, как их земли были завоеваны Вавилоном.

Именно от филистимлян евреи должны были заимствовать представление о происхождении северных народов от единого предка по имени Иапет (в еврейском произношении Иафет). Согласно греческой священной истории, изложенной, в частности, Аполлодором, внуки титана Иапета Девкалион и Пирра возродили человечество после потопа:

Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили боги. Когда же Зевс захотел истребить медное поколение, Девкалион по совету Прометея сделал ковчег и, вложив в него необходимые припасы, сел туда вместе с Пиррой. Зевс разразился с небес страшным ливнем и залил водой большую часть Эллады, так что все люди погибли, за исключением немногих, которые укрылись в расположенных поблизости высоких горах. В те времена расступились горы в Фессалии и покрылись водой все те области, что расположены за Истмом и Пелопоннесом. Девкалион же носился в своем ковчеге по морю девять дней и девять ночей и причалил к Парнасу. Там, когда ливень прекратился, он вышел на берег и принес жертву Зевсу Фиксию. Зевс, послав к Девкалиону Гермеса, разрешил Девкалиону просить у него все, что ни захочет, и Девкалион пожелал возродить людской род.
(Мифологическая библиотека. I, VII, 2)

Одним из сыновей Девкалиона и Пирры был Эллин, чьи сыновья Дор и Эол стали прародителями дорийцев и эолийцев, а внуки Ахей и Ион – ахейцев и ионийцев.

Согласно родословной Иафета, изложенной в Книге Бытия, его сыновьями были Гомер (киммерийцы), Магог (лидийцы), Мадай (мидяне), Иаван (греки-ионийцы), Фувал (хетты-каппадокийцы), Мешех (фригийцы) и Фирас (фракийцы). Гомер родил Аскеназа (скифы), Рифата (пафлагоняне) и Фогарму (лувийцы), а сыновьями Иавана были Елиса (греки-элидяне), Фарсис (греки-тарсяне), Киттим (греки-киттийцы) и Доданим (греки-родосцы) (Быт. 10, 2-4). Как греческая священная история, так и еврейская сходятся в том, что Иапет был прародителем северных народов арийского корня (иапетитов). Объяснить это можно только заимствованием евреями генеалогического мифа филистимлян.

Из всех земель Палестины нас более всего занимает ее северная часть – Галилея. Христос был урожденным галилеянином, как и все его ученики (Деян. 1, 11; 2, 7), за исключением предателя Иуды Искариота и Шауля-Павла, примкнувшего к апостолам уже после окончания земной жизни Спасителя. Иисусу Галилеянину (Мат. 26, 69) неоднократно противопоставляются иудеи как таковые (Иоан. 6, 41; 7, 1, 15, 35 и т.д.). Из Евангелий мы узнаем, что жители Галилеи отличались от иудеев, в том числе, своим языком (Мат. 26, 73, Мар. 14, 70). Чтобы понять причины подобного отличия, нам необходимо обратиться к истории этой области.

Слово GELIL означает по-еврейски буквально «округ»; в Танахе северная оконечность Израиля именуется просто HA-GELIL: «На что Хирам, князь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, – князь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской (BE-ERETS HA-GALIL (sic!))» (3 Цар. 9, 11). В Септуагинте это имя нарицательное уже везде передается как имя собственное Galilaia.

Галилея, географически отделенная от остальных земель Палестины Изреельской долиной, даже как самая северная область в составе Израильского княжества была населена в основном неевреями. Об этом свидетельствует повествование Книги Судей об обстоятельствах расселения в Ханаане колен Завулона, Асира и Неффалима, занявших земли будущей Галилеи: «И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи среди них и платили им дань. И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова. И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа, и жил среди Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками» (Суд. 1, 30-33). Выражение «жил среди» свидетельствует о том, что еврейские завоеватели были лишь незначительным меньшинством среди ханаанейских обитателей севера Палестины, который резко отличался этим от более южных земель, где мощные колена Иуды и Ефрема сумели полностью подчинить себе доеврейское население. Израильский князь Иеровоам II (781-754 гг. до Р.Х.) в ответ на «бедствие Израиля, весьма горькое» (4 Цар. 14, 26) предпринял широкомасштабную военную кампанию и сумел подчинить власти Самарии северные земли «от входа в Емаф до моря пустыни» (4 Цар. 14, 25). Однако никакого влияния на демографическую ситуацию в Галилее это не оказало, о чем свидетельствует Исайя, пророчествовавший около 742-700 гг. до Р.Х.: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую (GELIL HA-GOYIM). Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 1-2).

В правление Факея (740-731 гг. до Р.Х.) население северных областей Израильского княжества, включая Галилею, было уведено в плен ассирийским князем Тиглатпаласаром: «Во дни Факея, князя Израильского, пришел Феглаффелласар, князь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею (HA-GALILA (sic!)), всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4 Цар. 15, 29). В ассирийских княжеских летописях эти события описываются под 734 г. до Р.Х. в рамках похода в Филистимскую землю. Тиглатпаласар заявляет: «Эту землю на всем ее протяжении я превратил в область Ассирии, посадил своих чиновников, наместников над ними. Всех ее обитателей вместе с их имуществом я увел в Ассирию. Их князя Пекаха (Факея) я убил» (E. Schrader. Die Keilinschriften und das Alte Testament. Giessen, 1883. S. 256). В 722 г. до Р.Х. при Саргоне II ассирийцы окончательно завоевали Израильское княжество и увели в плен его население: «В девятый год Осии взял князь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4 Цар. 17, 6).

В 1-й Маккавейской книге (ок. 1 в. до Р.Х.) наряду с просто Галилеей (1 Макк. 5, 14, 17-23, 55; 10, 30; 11, 63; 12, 47, 49) упоминается «Галилея иноплеменник» (Galilaia allophylon) (1 Макк. 5, 15), т.е. в Маккавейскую эпоху это понятие включало уже не только иноплеменный округ возле Кедеса (1 Макк. 11, 63), но также и лежащие далее к югу местности до большой равнины к юго-востоку от Птолемаиды (1 Макк. 12, 47, 49). Но даже в Галилее в широком смысле евреи составляли тогда лишь незначительное меньшинство. Первое свидетельство об участии населения этой местности в иерусалимском культе в послепленное время можно видеть в утверждении 2-й книги Паралипоменон о том, что во времена Езекии «некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились, и пришли в Иерусалим» (2 Пар. 30, 11). Земли колена Завулонова примерно соответствовали тому, что впоследствии называлось нижней (южной) Галилеей, на юге с ними граничило колено Манассии, на севере – колено Асира. То, что летописец переносит события своего времени (3 в. до Р.Х.) во времена Езекии, свидетельствует об участии части населения Галилеи в культе, отправлявшемся в Иерусалимском храме. Однако евреи составляли там лишь незначительное меньшинство, о чем красноречиво свидетельствует повествование 1-й Маккавейской книги. После начала восстания против сирийцев в Иудее в 166 г. до Р.Х. к Маккавеям прибыли послы от галилейских евреев с сообщением о том, что на них идет войско из Птолемаиды, Тира, Сидона и «всея Галилеи иноплеменник» с целью истребить их. Тогда Симону Маккавею для похода было дано три тысячи воинов. «И отправился Симон в Галилею и произвел много сражений с язычниками, и разбиты им язычники. Он преследовал их до ворот Птолемаиды, и пало из язычников до трех тысяч мужей, и он взял добычи их. Также взял он с собою находившихся в Галилее и Арваттах [иудеев] с женами и детьми и со всем имением их и привел в Иудею с великою радостью» (1 Макк. 5, 21-23). Таким образом, вследствие этих событий в Галилее не осталось даже того незначительного еврейского населения, которое в ней было.

В правление Маккавеев Иуды (166-160 до Р.Х.), Ионафана (160-143 до Р.Х.) и Симона (143-135 до Р.Х.) Галилея оставалась вне сферы еврейского влияния. То же можно утверждать в целом и о годах правления Иоанна Гиркана (135-104 до Р.Х.), завоевания которого, по сообщениям Иосифа Флавия, простирались не дальше Самарии и Скифополя (Иудейские древности. XIII, 10, 3; Иудейская война. I, 2, 7). Только при Аристовуле I (104-103 до Р.Х.) Галилея, составлявшая тогда южную часть Итуреи, попала под власть иудеев, как об этом повествует тот же Иосиф Флавий: «Это были его [Аристовула] последние слова, с которыми он умер, успев процарствовать один только год. Правда, он выказывал себя другом греков, но зато он оказал и большие услуги своему отечеству, ведя войну с Итуреей и присоединив значительную часть этой страны к Иудее, причем принудил тех из итурейцев, которые захотели остаться в своей области, принять обрезание и жить по законам иудейским. По природе своей он был человеком мягким и очень застенчивым, как о том свидетельствует от имени Тимагена и Страбон, говоря: Этот человек был мягок и принес иудеям большую пользу, потому что расширил область иудейскую и поселил среди своего народа часть итурейцев, принудив их принять обряд обрезания» (Иудейские древности. XIII, 11, 3). (То, что Иосиф Флавий не называет в процитированном отрывке Галилею ее обычным именем, объясняется его зависимостью в данном случае от греческих источников – Страбона и, вероятно, Николая Дамасского.) Впрочем, правление Аристовула I продлилось всего один год, а за ним последовало бурное правление Александра Янная (103-76 до Р.Х.), поэтому действительное насаждение иудаизма в Галилее следует относить скорее к годам царствования набожной иудейки Александры Саломеи (76-67 до Р.Х.).

При этом распространение иудаизма в Галилее не могло сопровождаться сколь-либо значительной еврейской этнической колонизацией уже потому, что для нее просто не было места. Иосиф Флавий сообщает, что Галилея «очень плодородна, изобилует пастбищами, богато насаждена разного рода деревьями и своим богатством поощряет на труд самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна сильно заселена; ни одна частица не остается незанятой; скорее она чересчур даже пестрит городами, и население в деревнях, вследствие изумительного плодородия почвы, также везде до того многочисленно, что в самой незначительной деревне числится свыше 15 000 жителей» (Иудейская война III, 3 2). Вывод, который делает по данному вопросу в своих «Исследованиях по истории Галилеи» Арманд Каминка, однозначен: «Необходимо – в опровержение часто повторяющейся в богословских сочинениях хронологической путаницы – определенно указать на то, что о «еврейских» жителях Галилеи в век Иисуса и даже 100 лет спустя можно говорить разве что как о «колонистах из Иудеи», которые могли образовывать лишь отдельные рассеянные общины в крупнейших городах, кроме Тивериады (но, по всей видимости, нигде в сельской местности). О евреях и еврействе в Галилее в чисто религиозном смысле можно говорить лишь с конца второго века от Рождества Христова» (A. Kaminka. Studien zur Geschichte Galilaeas. Berlin, 1889. S. 33-34). Естественно, что место рождения Христа – маленький город Назарет, даже само существование которого многими исследователями долгое время ставилось под сомнение, в число мест, где могли иметься этнические еврейские общины, не входил.

О том, насколько незначительным был еврейский элемент в Галилее в раннехристианскую эпоху, свидетельствуют события Иудейской войны 66-73 гг. от Р.Х. По сообщению Иосифа Флавия, жители галилейской столицы Тивериады добровольно сдались римлянам и встретили Веспасиана, как своего «спасителя и благодетеля» (Иудейская война. III, 9, 8), жители Гисхалы приветствовали Тита, как своего «благодетеля и освободителя города от его притеснителей [т.е. иудеев]» (Иудейская война. IV, 2, 5), а жители Сепфориса закрыли свои ворота перед Иосифом и запретили своим гражданам служить в еврейском войске (Жизнь. 65). Подобное поведение представляет собой разительный контраст тому ожесточенному сопротивлению, с которым римляне столкнулись в Иудее. В этой связи совершенно естественным выглядит утверждение Талмуда о том, что «обычно считается, что Иудея и Галилея находятся в состоянии войны» (Бава Батра. 38 b). Следы этой вражды мы обнаруживаем и в евангельских повествованиях: «Разве из Галилеи машиах придет?» (Иоан. 7, 41), «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Иоан. 7, 52).

Изложенные выше исторические факты убеждают нас в том, что население Галилеи во времена Христа не было этнически еврейским. Однако каким же оно было? – Вспомним, что говорит 4-я книга Царств о действиях Саргона II после завоевания Израиля: «В девятый год Осии взял князь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (4 Цар. 17, 6). Перемещение завоеванных народов было обычной практикой ассирийцев. Когда один народ переселялся на земли другого, тот, в свою очередь, переселялся на земли первого. Если израильтяне были поселены в городах Мидии, то мидяне должны были отправиться жить на земли бывшего Израильского княжества, прежде всего, в Галилею. А мидяне, как мы указывали выше, были зороастрийскими иранцами. То, что Христос был именно их потомком, подтверждается рассказом Евангелия от Матфея о приходе «волхвов с востока» для поклонения новорожденному Спасителю (Мат. 2, 1-12). Словом «волхв» на славянский переводится греческое слово magos (маг), а маги, как уже говорилось, были изначально одним из мидийских племен, а затем священнической кастой у зороастрийцев. По-ирански «спаситель» – saoshyant, что буквально означает «полезный». По-гречески «полезный» – chrestos, в среднегреческом произношении christos. Зороастрийские маги пришли поклониться предсказанному Заратуштрой Спасителю.

Матфей сообщает, что «волхвы» принесли новорожденному Христу в дар золото, ладан и смирну (2, 11). Если понимать золото буквально, как драгоценный металл, его присутствие среди благовоний вызывает удивление. И.М. Стеблин-Каменский (Авеста. М., 1993, стр. 10) разумно полагает, что под «золотом» имеется в виду благовоние животного происхождения, а это означает, что приношение даров на самом деле было зороастрийским жертвоприношением – заотрой. Ранее указывалось, что жертвы иранцев с древнейших времен состояли из трех частей – одной растительного происхождения и двух животного (в заотре огню это были жир, дрова и благовония, в заотре воде – молоко, листья и сок).

Кем же были маги, пришедшие поклониться Христу? – В послезаратуштровском зороастризме бытовало представление о трех спасителях-саошьянтах, поочередно рождающихся от семени Пророка. О том, что «волхвы с востока» были именно ими, свидетельствует то, что в христианском предании они наделаются княжеским достоинством, а также изображаются, как люди разных возрастов – юноша, зрелый муж и старик. Однако сам Заратуштра упоминает лишь об одном Спасителе, причем говорит, что его святость будет равна святости Бога (Ясна 43, 3). Очевидно, что равным по святости Богу может быть только сам Бог. Маги, о которых сообщает евангелист, были тремя саошьянтами позднего зороастрийского предания, пришедшими совершить жертву тому Саошьянту, который был обещан Пророком, то есть самой воплотившейся Божьей Премудрости.

Евангелия определенно говорят о том, что «евреем» и «потомком Давида» Христос был лишь по своему «приемному отцу» Иосифу. Обе приводимые евангелистами родословные возводят Спасителя к Давиду через Иосифа Обручника, отмечая попутно формальность этого происхождения. Матфей завершает свое изложение генеалогии словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос» (Мат. 1, 16), Лука же сообщает, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов…» (Лук. 3, 23). Невозможно согласиться с точкой зрения тех лиц, которые, ссылаясь на несовпадение двух евангельских родословных, полагают, что одна из них на самом деле должна быть родословной Марии. Допущение того, что евангелисты могли сделать столь грубую ошибку, как перепутать Марию с ее мужем, способно поставить под сомнение правдоподобность Евангелий как таковую. Необходимо также отвергнуть и поздние предания о происхождении Богородицы из рода Давида. Во-первых, потому, что во времена Христа происхождение у евреев велось только по мужской линии. Наследование по женской линии в еврейской среде вошло в обычай только в талмудические времена, спустя несколько столетий после интересующих нас событий. Поэтому выражение «потомок Давида» для предшественников и современников Христа могло означать только потомка Давида по мужской линии. Если бы Мария действительно происходила из рода Давидидов и это происхождение имело какое-либо значение для обоснования прав Христа, евангелисты не преминули бы это отметить. Во-вторых, в синоптических Евангелиях Спаситель собственными устами отрицает свое физическое происхождение из еврейского княжеского рода: «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мат. 22, 41-45, ср. Мар. 12, 35-37, Лук. 20, 40-44). В христианском писании имеется единственное описание внешнего облика Христа, которое опровергает его семитское происхождение: «Глава Его и волосы белы, как белая волна (т.е. овечья шерсть), как снег» (Отк. 1, 14).


Из книги: Aquila-Aquilonis. Христос – Арийский Спаситель.

Комментариев нет: