Кто был Иисус Христос по плоти? - Галилеянин

Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть "Всечеловеком" не только с богословских позиций).

Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука – в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий – в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.


Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира[1], но, скорее всего, такое имя – искажение греческого "партéнос", означающее "дева": "παρθεηος" употреблено в пророчестве Исайи о "Деве, рождающей Сына" (Исайя VII, 14)[2,3]. Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, "логии", Иисуса Христа[4,5,6].


Из сочинений, признанных каноническими, – и все они написаны на греческом языке, – в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые "биографические данные" Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были "логии"[5,6].


Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой – в пророчестве о рождении Спасителя там, среди "народа, ходящего во тьме" (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как "бич Божий", захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами – арамеями, вавилонянами, арабами, – но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при "вавилонском пленении", произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12).


Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. – Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее[7].


В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной[8], и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы[7].


Ассирийский след в Евангелиях
. Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова [9, 10, 11], так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать "ассирийскими", поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.

Например, в русском народном приворотном заговоре: "Откуда вы, семь братьев, семь ветров буяных, идете? Куда пошли?" – "Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья..." В ассирийском заговоре – те же семь злых духов: "Эти семеро, они родились на горе запада; эти семеро, они выросли на горе востока; в отверстиях земли они обитают..."[12]


Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии "самый простой и естественный из ритуалов – это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар", а другой ритуал "предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек"[13]. В Евангелии от Матфея, III, 11: "Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем"; в Евангелии от Марка, V, 12-13: "И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней".


Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX, 12: "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного"). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса – подобие столпничества у православных христиан.


Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII, 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV, 9).


Индоевропейский след.
Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того – в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и "через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их". Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова[14]: отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: "В чем разница между террористом и еврейской мамой?" Ответ: "Разница в том, что с террористом можно договориться"). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или "вопль великий" Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II, 18).

Вековое заблуждение, еврейская версия
, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был "послан только к погибшим овцам Израилева" (от Матфея ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки).

Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: "Ты победил, Галилеянин".
Именно так следует отвечать на вопрос о "национальности" Иисуса Христа: галилеянин. "Галилеянством" иногда называли христианство (поначалу слово "христианство" было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби[15] евангельскую притчу о горчичном зерне, "которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из "галилейского горчичного зерна", преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание "О том, что Иисус был рожден евреем". Так же думали Гегель, А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой и многие другие. В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова[16]: "Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, – был славянского происхождения, русский по рождению". (Как известно, патриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена "Явление Христа", но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С. Хомяков, Э. Ренан, Д. Коннэр, А. Тойнби и другие.


"Золотая легенда", популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу – Натана, сына царя Давида, и по матери – Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина[17]. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо – в отличие от Византии[18]. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии[19].


В мировой литературе немало работ на тему "Иисус Христос не был евреем". Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать?


Галилеяне
. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи[20, 21, 22].

Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь "любите врагов ваших" и "отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку"? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте – композитором.


Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор., XV, 6; Деян, I, 16).


Ассирийцы
. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианства и, согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал Свое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, "Нерукотворный Спас". Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками "населения земли Ашшура" (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями, вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: "евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев".

Почему сегодня ассирийцы ("айсоры") есть, а вавилонян, например, нет, хотя цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично – в Библии. Там отношение к Вавилону – худшее, что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, "бич Божий", полностью уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!) сделался центром еврейской культуры. Тем не менее "вавилонская блудница" и бестолковщина "вавилонской башни" стали нарицательными определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды, правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего отца, знаменитого Синаххериба.


Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее Ассирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется "Наби Юнус", то есть "Пророк Иона". Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: "Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (от Матфея XII, 40), а также "Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (от Луки ХI, 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, – вероятно, мифическое – явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами.


М. Анохин
_______________________

Основные источники
:

1. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990. С. 185.

2. Ключ к пониманию св. Писания. Брюссель, 1982. С. 17.
3. Толковая Библия, Петербург, 1908. Т. 5, с. 282.
4. Канонические евангелия. Ред. С.В.Лёзов и С.В.Тищенко. М., 1993. С. 37.
5. Ключ... Указ. соч.. С. 256.
6. Толковая Библия. Указ. соч.. Т. 8, с. 24.
7. Чемберлен Х.С. Явление Христа. СПб, 1906. С. 41, 42.
8. Дубнов С.М. История еврейского народа на востоке. М., 2006. Т. 3, с. 119, 145.
9. Чемберлен. Указ. соч.. С. 39, 41.
10. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. С. 127.
11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 129.
12. Миллер В.Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры. //Русская мысль. 1896.
Kн.7, с. 66-89.
13. Фоссе Ш. Ассирийская магия. СПб., 2001. С. 132, 136.
14. Хетагуров К. Óсоба. – В кн. "К. Хетагуров. Проза". М., 1987. С. 19-78.
15. Тойнби. Указ. соч.. С. 129.
16. Розанов В.В. Сб. "Возле народной души" М., 2003. С. 63.
17. La légende doré. P., 1967. T. 2, p. 172.
18. Даймонт. Указ. Соч.. С. 206.
19. История Византии. М., 1967. Т. 2, с. 59.
20. Ключ... Указ. соч.. С. 107.
21. Чемберлен. Указ. соч.. С. 44.
22. Дубнов. Указ. соч.. С. 198.
23. Buenzod J. La formation de la pensée de Gobineau.
P., 1967. P. 258, 460 .
24. Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной революции. В кн. "К. Леонтьев. Избранные статьи". М., 1992. С. 182-221.

Комментариев нет: