Мифологические параллели библейского Эль Шаддая с Сетом



Во всех христианских переводах, учебниках и катехизисах еврейское божественное имя "Эль Шаддай" переводится как Бог Всемогущий или Всесильный. Так ли это и не пора ли открыть словари, чтобы проверить правильность общепринятой интерпретации?

Если мы возьмем Септуагинту, иначе называемую переводом LXX толковников (выполнен при Птолемее
II Филадельфе), и посмотрим, каким словом на греческий было переведено это имя, то сразу обнаружим, что античные иудейские хакамы придали ему иной смысл. Они интерпретировали его как "Благоcловенный" (ελογσαι), "Довольный" (εαρστει) и рядом других эпитетов. Однако на греческом языке точным эквивалентом имени "Всемогущий" может быть только слово "Пантократор" (παντα – всё; κρατος – мощь, сила, власть)! Но в Септуагинте Эль Шаддай ни разу не переводится словом Пантократор. Почему так случилось? 


На самом деле у слова "Шаддай" совсем другая этимология. "Шаддай" (Šaddy) на древнеейврейском происходит от глагола šadad, что значит грабить, насиловать, присваивать, воровать, опустошать, истреблять, и от šod насилие, грабеж, гибель нападение. От того же корня производится šed – на иврите демон, бес, злой. Однако "шед" и "Шаддай" – имена не еврейские, они тоже заимствованные, и этимологически восходят, судя по всему, к имени Сета или Сетха – египетского бога хаоса, смерти, беспорядка, пустыни и всякого зла. Свои аналоги это божество имеет в других переднеазиатских культурах, как станет ясно из нижеследующего.

Очевидно, переводчики Библии на греческий язык, нанятые Иерусалимским Синедрионом, намеренно скрыли настоящее значение имени Эль Шаддай, дабы оставить подлинное египетское происхождение своего божества втайне от просвещенного эллинистического мира и современных им греческих правителей, которые не должны были догадываться о сей тайне.


Сет в Египте и его изгнание в Азию

Египетская мифология повествует, что за убийство своего брата Осириса Сет был изгнан из Египта в Азию и стал покровителем кочевых семитских племен, злейших врагов Египта. Именно ему поклонялись все переднеазиатские номады и амореи-сутии, кочевавшие в Междуречье и Палестине и принявшие имя "шетиды", по названию этого божества ("сыны Шета" в Числ. 24:17).

Сет является аналогом Сатаны и мифологически, и лингвистически, имея по сути один и тот же корень и функции. В Египте он изображался в виде антропоморфного существа с головой неизвестного животного, похожего на осла, иногда – в виде крокодила, гиппопотама или черной свиньи (видимо, отсюда в Средневековье было принято изображать Дьявола со свиным рылом). 

Он известен также как змеиный бог, который впоследствии слился со змеем Апопом (хотя на других, более ранних изображениях, Сет Апопа убивает). В греческой мифологии Сета объединяли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара, т. е. Земли и Преисподней.

 
Ра в образе рыжего кота убивает змея-Апопа

Но Сет стал прототипом Сатаны не сразу. В раннединастическую эпоху он нес функции солярного, т. е. светлого божества. Его культ был распространен еще в 4 тысячелетии до н. э. как в Нижнем, так и в Верхнем Египте, и в то время он считался "богом ветров". 

Затем власть между богами была поделена, и Гор стал покровителем Верхнего, а Сет – Нижнего Египта. После убийства своего брата Осириса, его сын Гор Младший начинает мстить за отца и в конце концов лишает Сета власти, свергает с трона Нижнего Египта и оскопляет его. Таким образом Гор становится единоличным правителем всего Египта. Религиоведы считают, что в этом мифе зафиксирован исторический процесс объединения Египта в эпоху Древнего царства в
III тыс. до н. э.

Оба этих великих соперника принадлежали к тому поколению божеств, которое нарушило золотой век, созданный Ра-Атумом. Таким образом в этом мифе мы видим прообраз падения светоносного Ангела Люцифера или Денницы и превращение его в темного (ночного) демона зла – предание, которое позже перекочевало в иудеохристианство и источник которого просматривается в Библии. Так, в Ис. 14:12-13 Денница хочет вознести свой престол "на край севера", поставить "выше звезд". Сет также ассоциировался с северным созвездием Большой Медведицы, где он был заточен навеки и получил наименование "владыки северного неба".

Война между Гором и Сетом продолжилась и после бегства Сета из Египта. Она велась с переменным успехом. Наконец, Сет взял реванш, когда его культ вновь возродился в Нижнем Египте, после того как он был захвачен гиксосами в середине XVII в. до н. э.


Сет – бог Авраама

По своему происхождению Авраам был амореем-сутием[1] и соответственно поклонялся Эль Шаддаю (Быт. 17:1), семитскому аналогу Сета, как это делали все "шетиды". Согласно Библии амореи, однако, являлись "хамитами", происходящими от проклятого семени Ханаана. Такая путаница возникла, вероятно, из за того, что древнейшая колыбель семитских народов располагалась в Западной Африке (владениях Сета), откуда они затем стали переселяться в Аравию и на Бл. Восток (библейские генеалогии подтверждают это).

Божество Авраама повелевает ему совершать то, чем всегда занимались семито-хамитские племена – кочевать, т. е. быть "странником и пришельцем на земле" (промышлять набегами, вылазками, грабежами, насилием, спекуляциями, паразитированием, торговлей людьми и издевательством над рабами, разрушением цивилизаций, культивированием ненависти к белой расе). Это божество, согласно повествованию Торы, хоть и творит чудеса, но не показывает никаких признаков всемогущества, всеведения, неизменности, не учит нравственному закону, не обещает вечных нетленных благ, а сулит потомкам Авраама только земные, обещая расплодить их "как звезды небесные", одобряет захватническо-грабительскую войну против народов Палестины, поскольку никаким иным путем "дать" эту землю евреям, очевидно, было немыслимо. Этот бог абсолютно недуховен, он внушает исключительно утилитарные цели и разговор ведет только о "плотском".

Амореи-сутии отождествляли Эль Шаддая с шумерским Сином, у них это божество было известно под именем Эль Амурру или "Эль аморейский". Гора Синай получила своё название от имени Сина, лунного божества шумеров, а, как известно, семиты активно перенимали месопотамских богов. Вот каково было божество семитской расы и откуда тянутся его истоки. В истории Авраама он ярко проявляет свои типичные свойства, характерные для занятий и морали этой расы. Завет с Авраамом построен целиком на фундаменте чисто земных атеистическо-материалистических приоритетов, и на том же самом основании покоится весь классический иудаизм.


Амореи-сутии и культ Сетха

Как уже было сказано, амореи носили также имя шетидов, иначе сутиев. Поэтому в научной литературе их принято называть "амореи-сутии".

Кто же такие сутии и что означает этот этноним?

Слово sutiu служило в Месопотамии обычным наименованием западносемитских пастушеских племен, которое является передачей аморейского setiu и означает потомков некоего Шуту или Суту. Аморейскому Шуту тождествен библейский Шет (в синод. перев. Сиф) (Быт. 4:25, 5:3). Именно к Шету, согласно генеалогиям книги Бытия, восходит всё допотопное и послепотопное "благословенное" человечество. Принимая во внимание тот факт, что предполагаемыми потомками библейского Шема, старшего сына Ноя, являются в действительности "шетиды", востоковед И. М. Дьяконов предположил, что Шем – это не кто иной, как Шет, тождественный аморейскому Шуту. Именно поэтому в Числ. 24:17 конкурирующие семитские племена названы "сыновьями Сифа". Они были враждебны вторгающимся в Палестину евреям, но мы помним, что это нисколько не доказывает их расовой дивергенции. Потомки клана Авраама считали себя "избранными" среди всех народов Земли, но и все переднеазиатские семиты не были в этом плане исключением. Их надменность выразилась в утверждении, будто благословенны только семиты (Быт. 9:18-27)[2], в то время, как прочие расы остались на периферии "Божьей воли" или были прокляты.

Шет семитскими племенами почитался как верховное божество под именем Сутех (Сута или Сетх). В вавилонской клинописи его имя фигурирует как Шутах. Учитывая, что согласные "д"/"т" являются переходящими при языковой передаче, отсюда же нужно производить слово "шед" (бес) и арабск. "шайтан" (евр. эквивалент – Шетн, Сатан). Соответственно значение имени Эль Шаддай – бога, которого почитал Авраам – Сатана.

В захваченном гиксосами Египте (а именно при их правлении евреи пребывали в "египетском рабстве") приоритет среди местных египетских богов отдавался Сутеху, культ которого становится государственным с центром в столице Аварисе. Сутех отождествлялся с местным египетским богом Сетхом (Сетом), а также с ханаанским Ваалом. Согласно Плутарху в Аварисе гиксосы кланялись Тифону, которого древнегреческий биограф считает Сетхом, покровителем адептов Моисея. Плутарх говорит, что израильтян из Египта вывел именно Тифон. Он также сообщает, что после бегства из Египта Сетх стал "отцом" Иерусалима и Иуды. Поскольку иудейский историограф Иосиф Флавий, в согласии с Манефоном, видел в гиксосах предков евреев[3], то это объясняет, почему в Греции и Египте осёл считался символом иудейского бога, тождественного Сету (астральным знаком которого была планета Сатурн[4]). Однако осёл – всего лишь символ бога, утратившего свои солярные функции, которые перешли к Гору. Ослы – солнечные животные, использовавшиеся в ритуалах Сета, когда он был солярным божеством. Именно поэтому Иисус свой триумфальный въезд в Иерусалим совершил верхом на осле в знак того, что прерогативы солнечного божества перешли к нему через Гора, наследовавшего Сету.


Мифологические и библейские параллели Сета

Как уже говорилось, в египетской мифологии Сет является божеством, носящим отрицательные функции. Это злой бог. Он – главный противник солнцебога Гора, как и в Угарите Мот противостоит Баалу, у греков Тифон – Зевсу, а в зороастризме Ангро Майнью является соперником Ахура Мазды (согласно египетским надписям он же – Гор Мездау). 


В египетской мифологии торжество Гора над Сетом символизирует победу над афразийскими дикарями, изгнание евреев из Египта, превосходство египтян над семитами. Мотив антагонизма цивилизации и антицивилизации здесь просматривается очень ярко, равно как и в других культурах Передней Азии и Средиземноморья.

Вернемся к христианской традиции. В гностических текстах Сатана фигурирует в качестве ангела Самаэля (Шмуэль, Шем-Эль). Здесь тоже обнаруживается тождественность словообразования: Сим (Шем) и Сим-Эль (Самаэль), с одной стороны, и египетское название божества гиксосов Сет с добавкой -ан – Сет-ан ("бог Сет" или Сатан, евр. Шетн, арабск. Шайтан) или Сатн, Сатурн, с другой стороны. Как уже было ранее установлено, имя библейского патриарха, праотца семитов (шетидов), не Сим (Шем), а Шет, или, как переведено в Септуагинте, Сиф, от которого произошел и сам Ной, отец трех основных человеческих рас по книге Бытия. Таким образом Ной оказывается "семитом" по восходящей генеалогии и одновременно их отцом по нисходящей.

Сетианский пласт в Библии виден в мифе о повреждении бедра Иакова. На древних изображениях Сатурн показывается хромоногим стариком, опирающимся на посох. Согласно "Египетской книге мертвых", с Сетом, похитившим око Гора (символ Солнца), сражался бог Тот и, победив Сета, Тот повредил ему бедро, отчего Сет стал прихрамывать. По библейской легенде Иаков (обожествленный предок евреев, известный у семитских племен под именем Яков Эль) ночью боролся с неким "мужем", но тот повредил Иакову бедро, что по сути является эвфемизмом оскопления. Вероятно, сам ритуал обрезания у семитов введен в качестве воспоминания оскопления их родового бога Сета (Эль Шаддая), позже слившегося с Яхве, имевшим уже ханаанские истоки.

Таким образом Сетх-Сутех – не кто иной, как аморейский Шуту – обожествленный предок-эпоним амореев-сутиев, и он же библейский Шем (искажение от того же Шета). Теперь понятно, почему Иисус назвал евреев "детьми Дьявола" (Ин. 8:44). Отцом всех евреев был Сетх, который у них почитался под именем Эль Шаддай, обожествленный библейский патриарх Сим (Сиф), он же – Сатана, имеющий многочисленные прототипы в мифах и легендах народов мира как противник Солнечного Бога.



© Л. Л. Гифес (Breanainn)
Отредактировано в феврале 2017 г.


[2] В гл. 9 книги Бытия содержится два блока, лишь в первом указывается, что Бог благословил всех сыновей Ноя. Из дальнейшего же следует, что Ной дает благословение только Симу. Эти два независимых источника были затем искусственно объединены в единое повествование.
[3] В действительности сами гиксосы (что значит вовсе не "цари-пастухи", а "цари пастухов") не были семитами, а лишь правящей элитой над различными семитскими племенами. Многие исследователи и ученые считают их индоевропейцами, пришедшими из арийского царства Митанни. Тем не менее, это не устраняет того факта, что семиты в Аварисе поклонялись Сету.
[4] Подробнее об этом см.: Сатурн и Сет.

6 комментариев:

Unknown комментирует...

Cет и Сатана - две большие разницы. Cатана - Сатурн, Сет - разрушенная планета между Юпитером и Марсом. То есть, несостоявшееся Солнце.

Breanainn комментирует...

Как раз Сет и считается несостоявшимся солярным божеством, как и Сатана, который ниспал с неба.

Dariya Egorova комментирует...

А как быть с арабами и с исламом? Ведь ислам авраамическия религия. И в исламе есть формула: прибегаю к помощи Аллаха от козней проклятого шайтана. И Авраам почетаем в исламе.

Lleu Llaw Gyffes комментирует...

Так ислам - довольно позднее явления на фоне исторических арабских религий. Мы видим, что "шед" (бес) и "Шаддай" в яхвизме разошлись в функциях. Аналогично произошло и в исламе, надо полагать, когда семитские религии стали дуалистическими.

Dariya Egorova комментирует...

А Аллах в исламе это Яхве? Очень много общего и очень много отличий в иудализме и в исламе.Если читать книгу мусульман Коран, то встречается много светлого и высокодуховного и одновременно жестокое и непонятное,например, праздник жертвоприношения животных и много чего еще.Как будто кто-то изменил,дописал и многое убрал.Неужели Аллах это Яхве, много не совопоставляется между ними.

Lleu Llaw Gyffes комментирует...

Я думаю, евреям и арабам покровительствует один и тот же демон, считающий по каким-то причинам семитов своими "детьми". Скорее всего это одно и то же божество (тем более, если учесть сходство имен - Аллах и евр. Элоах). Ну а то, что "откровения" не сходятся, это объясняется просто - его приспособлением к той или иной политической обстановке и/или к конкретным племенам, или же тем, что сами евреи и арабы приписали своему божеству. Как в Библии, так и в Коране много плагиатов с других религий, там сплошная мимикрия. Но главное отличие ислама и иудаизма в нетерпимости и враждебности к другим религиям и народом, особенно к белой расе. Иудаизм был основан на лжи - будто только евреи поклоняются одному Истинному Богу, эстафету сей лжи затем подхватили арабы. Нельзя не заметить, что ислам возник именно тогда, когда в Европе широко распространилось христианство, а иудаизм уже не играл никакой роли. Как только появился ислам, орды из Аравии были брошены на цивилизованный мир с целью его порабощения и уничтожения. Точно тем же самым занимались и евреи в Ханаане. Можно сказать, яхвизм был идейным плацдармом для рождения ислама. "Светлым" и "высокодуховным" в Коране не обольщайтесь. Это всё к нам не имеет отношения, это у них там между собой есть некие нравственные принципы, а мы для них идолопоклонники, нас нужно уничтожать или в рабство. Разрушение и паразитство - это единственная форма их существования.