Папирус
Весткар – один из важнейших документов египетской литературы. Папирус назван в
честь его первой обладательницы – мадам Весткар (или Генри Весткар) находившийся
тогда в ее частной коллекции.
Содержание папируса весьма интересно. Повествование ведется от имен царевичей, которые рассказывают фараону Хуфу (Хеопсу) правителю IV династии, о фараонах предшествующих династий, о маге, который якобы умеет приживлять отрубленные головы и знает магическое число.
Германский
египтолог Адольф Эрман впервые упорядочил и издал тексты папируса. К сожалению,
у него отсутствует начало и конец. Повествование резко обрывается, что не
позволяет воссоздать полной картины происходившего тогда. Не смотря на то, что
ученые не относятся к находке серьезно в плане исторических событий, она несет
в себе огромную ценность, как источник фольклора Древнего Востока, названная издателями
«Сказки сыновей Хуфу».
Легенда о рождении Моисея во многих деталях повторяет предание о рождении аккадского царя Саргона. Папирус Весткар помогает полнее понять происхождение не только Моисея, но и всей иудейской религии в целом. Знаменитый мотив состязания двух религий по тексту Библии изобилует многими любопытными подробностями, для того чтобы можно было понять генезис образа Моисея.
Так, едва Моисей предложил показать фараону свои чудеса, якобы происшедшие с ним на горе Синай, как последний мгновенно рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когда-то от египетского возмездия за убийство, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается фокусами и магическими представлениями ввести людей в заблуждение. С этими словами одновременно царь отдал приказ жрецам продемонстрировать Моисею те же самые «чудесные вещи», чтобы он убедился, что и в этой науке египтяне достаточно сведущи. Затем жрецы бросили свои посохи наземь, и они обратились в змей. Из чего следует, что вся премудрость Моисея не считалась оригинальной еще при его жизни, даже если и предположить, что он жил в действительности.
Другое знаменитое «чудо», когда Моисей ударил посохом по морю и оно раздвинулось, отступив перед евреями и дав им возможность удалиться по сухому пути, явно изобличает свое происхождение из другой сказки папируса Весткар. В ней царевич Бауфра повествует о чародее Джаджаманхе: «Чтобы рассеять скуку, фараон Снофру отправился кататься по пруду на большой лодке, гребцами которой были двадцать молодых красивых женщин, одетых в сети вместо одежды. Царь любовался ими. Внезапно они перестали грести: оказалось, что у одной из них растрепались волосы, и упала в воду украшавшая причёску её бирюзовая рыбка. Фараон призвал своего главного жреца-чтеца; тот произнес заклинание над водой, и «одна половина воды легла на другую», обнажив дно. Жрец нашёл на дне бирюзовую рыбку, – лежала та рыбка на камне. Он поднял её и отдал женщине».
Далее в папирусе следует описание чудесного рождения у Раджедет трех сыновей. Боги дали новорожденным имена, которые, как мы знаем, действительно носили первые три фараона V династии. Дети родились с явными признаками царского достоинства, и Раджедет начала опасаться, что Хуфу будет их преследовать. Тем временем служанка Раджедет, поссорившись со своей госпожой, решила донести фараону Хуфу о чудесных детях, но была схвачена крокодилом, не успев осуществить своего злого умысла. Конец папируса не сохранился.
Любопытно отметить, что, хотя в сказке ничего не говорится о прямом намерении Хуфу уничтожить детей, такая возможность явно предполагается всем контекстом сказания.
Но вернемся опять к Моисею. Он был выгнан из коллегии египетских жрецов за убийство, однако же это не помешало ему популяризировать полученные им эзотерические знания и преобразовать их в совокупность своих поучений, которые ему «внушил сам Бог». Кроме того, история о его происхождении на свет больше напоминает сюжет детективного романа. Целью же его жизни, по собственному признанию, было выкрасть высшие знания, заключенные в храмах Египта, что ему и удалось. А государство, являвшее собой образец политического долголетия (около 5500 лет), прекратило существование как единое целое после того, как таинства мистерий Озириса легли в основу спасения избранного народа. В чем Моисею принадлежит бесспорное авторство, так это запрещении смешанных браков и широкомасштабном использовании страха в религиозных целях: «Народ пусть ждет и дрожит». Общеизвестно, что Моисей поклонялся Элохиму. Но беда как назло заключается в том, что это слово обозначает множественное имя Бога, то есть «Боги», в то время как Бог в единственном числе, (в каковом и полагается быть Единому Богу) – Эл.
Из «Истории Синухета» видны другие факты биографии Моисея. Герой повести Аменемхет I, объятый страхом, покидает родину. Моисей так же, боясь кары за убийство египтянина, обращается в бегство и направляется в Мадиан. Оба литературных героя, египетский и библейский, встречают радушный прием у бедуинов, оба берут в жены иноземок, с которыми живут счастливо и от которых имеют детей. Таким образом, в некоторых эпизодах Библии Моисей, а затем и все постепенно сменяют сказочных волшебников папируса «Весткар», а сюжеты и мотивы их сказаний, развлекающих подданных фараонов, вошли, хотя и в значительно переработанном виде, в канон ветхозаветных книг.
Вот это действительно шок! Сказки, которыми фараон развлекал скучающих придворных, кому-то взбрело на ум превратить в целую религию, да еще и симулировать акт боговдохновленности: якобы сказки придумал сам Бог. И всем этим нам морочат голову вот уже три с половиной тысячи лет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий