Кастовая
система у христиан Индии является аномалией для христианской традиции, однако в
то же время имеет глубокие корни в собственно индийской традиции и является
своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Христианские общины Индии
заимствовали и видоизменили индуистскую кастовую систему[1]. Дискриминация по
отношению к низшим кастам или социальным группам среди индийских христиан также
во многом напоминает дискриминацию, распространённую в индуизме по отношению к
низшим кастам.
Кастовые
различия между индийскими христианами примерно соответствуют кастовым различиям
между индийцами, принадлежащими к другим религиям (см. также Касты в исламских
странах Южной Азии). Существуют свидетельства того, что христиане имеют
определённую социальную мобильность в пределах своих каст[2]. Тем не менее, в
ряде случаев, социальные традиции приводят к сохранению существовавшего
кастового деления, в связи с чем среди индийских христиан и существует кастовая
сегрегация[3]. Около 60-80% христиан Индии принадлежат к касте «далитов»
(неприкасаемых) или к другим низким кастам[4].
Христианские касты по регионам
Гоа
В
бывшей португальской колонии Гоа португальские католические миссионеры
проводили массовые обращения с XVI века. Обращение происходило целыми
деревнями, поэтому новообратившиеся сохраняли свою социальную структуру, и как
следствие, также кастовое разделение. В свою очередь, колонизаторы, в том числе
инквизиция, не пытались как-либо вмешаться, чтобы противодействовать сохранению
кастового расслоения. Таким образом, бывшие брахманы, обратившись в
христианство, стали «бамонн»-ами (именно из этой касты в основном состояли
священники), а кшатрии стали дворянством, получившим название «чардос». Вайшьи,
обратившись в христианство, стали «гауддо», а шудры — «судир»-ами. Наконец,
далиты (неприкасаемые) после обращения стали «махара» и «чамар». Христиане
высшей касты требуют, чтобы только их община имела право занимать должности в
Пастырском совете Католической церкви Гоа[5].
Некоторые
этнические группы, не являющиеся христианами (например, маратхи) включаются
христианами в христианскую касту «чаддхо»[6].
Керала
В
штате Керала существует целый ряд древневосточных и восточнокатолических
церквей, придерживающихся западно-сирийского, восточно-сирийского и
реформированных на их основе обрядов (Сиро-малабарская католическая церковь,
Сиро-маланкарская католическая церковь, Маланкарская православная церковь и
др.); а также католики латинского обряда.
Христиане
сирийских обрядов обычно эндогамны и не заключают браки с представителями
других христианских каст[7]. Также в Керале очень редко встречаются браки между
христианами латинского обряда и «новыми христианами» (обратившимися в XV и XVI
веках); последние до обращения в основном принадлежали к кастам, основным
занятием которых была рыбная ловля.
Христиане
сирийских обрядов исторически восходят к общине, известной, как христиане
апостола Фомы (по преданию основанной апостолом Фомой). По традиции, они
происходят из касты «намбудири»[8]. Критики возражают, что эти аргументы были
придуманы в более поздний период, чтобы обосновать свой привилегированный
статус в кастовой системе Индии. Самые ранние упоминания о касте «намбутхири»
(намбудири) в штате Керала относятся к VII веку[9], тогда как Апостол Фома,
согласно преданию, принёс христианство в Индию ещё в I веке н. э.[10]. Согласно
ряду источников, христиане сирийских обрядов находятся в социальной иерархии на
уровне «наиров» по линии матери, но ниже «намбудиров» по линии отца[11], тогда
как другие источники помещают их даже ниже наиров, как грязную касту в ряде
регионов[12]. В результате действий Христианского миссионерского общества в
1880-х годах, направленных на защиту прав новообращённых в «новые христиане»,
принадлежавших к низшим кастам, когда им требовали придать равный статус с
христианами сирийских обрядов (и часть из них присоединилась к этим общинам), и
без того хрупкие связи «сирийцев» с высшими кастами были окончательно
разрушены[13]. Отношение индуистских фундаменталистов и индусов высших каст к
«сирийским христианам» как к «грязной касте» и запрет «сирийским христианам»
входить на индуистские храмовые земли, а также стремление «сирийских христиан»
добиться статуса «саварна» — всё это привело к массовым случаям нападений на
них и столкновений с соседями из более высоких каст[14].
Антропологи
отмечают, что кастовая система в штате Керала намного более поляризована, чем
среди индусов в близлежащих землях, поскольку индийские варны делятся на
множество мелких «джати», а христиане Индии — на небольшое количество
социальных групп. Статус сохраняется, даже если человек переходит из одного
течения христианства в другое (например, из восточнокатолической церкви в
древневосточную)[2].
Тамил-Наду
Исследователи
отмечали у христиан штата Тамил-Наду стирание различий между аналогами
индийских джати, и как следствие — ещё более жёсткое расслоение между аналогами
варн[15].
Андхра-Прадеш
Католики
из каст редди (англ. Reddy) и камма (англ. Kamma (caste)) в штате Андхра-Прадеш
предпочитают вступать в брак с индусами, чем с христианами — представителями
низших каст[16].
Неприкасаемые христиане — вне закона
Индийское
законодательство не предусматривает привилегий для христиан, принадлежащих к
касте «неприкасаемых», поэтому ряд христианских активистов требуют для них тех
же социальных гарантий и квот, что предусмотрены для «ущемлённых каст» индусов,
буддистов и сикхов.
Некоторые
христиане не согласны с присвоением им статуса «ущемлённых христианских каст»,
поскольку опасаются, что это может привести к смешению их с приверженцами иных
религий. Пастор Салим Шариф Церкви Новой Индии отмечает: «Мы становимся другим
классом и кастой»[17].
Кастовая дискриминация среди
индийских христиан
Случаи проявления
Кастовая
дискриминация исключительно сильна среди христиан в Южной Индии и довольно
слаба или вовсе отсутствует в протестантских конгрегациях в городах Северной
Индии. Это связано с тем фактом, что в Южной Индии в христианство или иную
религию в основном обращались массово, целыми кастами, в связи с чем социальная
конкуренция между этими кастами продолжала существовать параллельно индусской
кастовой системе[18].
Для
членов низших каст в церквях имеются отдельные скамейки, отдельные чаши для
причащения, отдельные участки на кладбище, и даже отдельные церкви[19][20],
особенно в римской католической конфессии в Индии[21]. Католические церкви в
Индии в основном контролируются священниками, принадлежащими к высшей касте[22].
В настоящее время в Индии более 70% католиков относятся к касте далитов
(неприкасаемых), однако католики высших каст (по оценкам около 30%)
контролируют 90% должностей в католических церквях[23]. Из 156 католических
епископов только 6 принадлежат к низшим кастам[1][24]. Кроме того, мальчики из
касты далитов обычно не могут быть алтарниками или чтецами Священного писания.
По сообщениям католического «Движения за освобождение бедных христиан» (Poor
Christian Liberation Movement), к ним пренебрежительно относятся христианские
миссионеры и воскресные школы, которые в основном обслуживают представителей
высших каст[25]. Далиты-католики не участвуют в работе административных органов
Индии, за исключением тех немногих, которые вернулись в индуизм[26].
Критика
Многие
далиты-католики открыто выступали против дискриминации со стороны местной
католической церкви. Далитский активист, известный под журналистским
псевдонимом Бама Фаустина, написал ряд книг о дискриминации в их отношении со
стороны священников и монахинь в церквях Южной Индии[27]. Папа римский Иоанн
Павел II также выступал с критикой кастовой дискриминации в Римско-католической
церкви Индии в своём обращении к епископам городов Мадрас, Майлапур, Мадурай,
Каддалор и Пудучерри в конце 2003 года[28].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Christian Castes Encyclopædia Britannica.
[2] Kerala Christians and the Caste System C.
J. Fuller Man, New Series, Vol. 11, No. 1. (Mar., 1976), pp. 53-70.
[3] Christian caste, Encyclopædia Britannica.
[4] Azariah 1985:5.
[5] Upper caste Catholics demand special
rights, threaten to reconvert Indian Express — November 24, 1999.
[6] Caste Structure (in Goa).
webindia123.com
[7] Rao Babadur L. K. Anantakrishna Ayyar,
Anthropology of the Syrian Christians. Cochin
Government Press. 1926.
[8] Fuller, C.J.Indian Christians: Pollution
and Origins.Man, New Series, Vol. 12, No. 3/4. (Dec., 1977), pp. 528—529.
[9] Veluthat, K. 1978.
[10] T.K. Joseph. Six St. Thomases Of South India. — University
of California. — P. 27.
[11] Philips, Amali, «Gendering Colour:
Identity and Marriage in Kerala», Anthropologica, 46 (2004):257.
[12] The Labor of Development, Patrick Heller,
1999, p. 59.
[13] Joseph, G.G. George Joseph. — Orient
Longman, 2003. — P. 38.
[14] Low, Alaine M.; Frykenberg, Robert Eric.
Christians and missionaries in India:
cross-cultural communication since 1500, with special reference to caste,
conversion, and colonialism. — Grand
Rapids, Mich: W.B.
Eerdmans Pub, 2003. — P. 151.
[15] Kauffman, S. B.. «A Christian Caste in
Hindu Society: Religious Leadership and Social Conflict among the Paravas of Southern Tamilnadu.» Modern Asian Studies. 15, No. 2,
(1981).
[16] Anthropometric variation among the reddis
of Southern Andhra Pradesh,
India — V Mani.
Reddy 1987.
[17] Интервью Шарифа 17
ноября 1996.
[18] Michael 1999:17.
[19] Manickam 1988:173.
[20] Webster, John. 1994. The Christian Dalits:
A History. Delhi:
Indian Society for Promoting Christian Knowledge (ISPCK).
[21] Шаблон:Page number Koshy 1968.
[22] Still untouchable: the politics of
religious conversion Christian Century — June 19, 2002.
[23] CAST IDENTITY WITHIN THE CHURCH TWICE
ALIENATION — Dalit Christians.
[24] Problems and Struggles Dalitchristians.com
[25] Dalit Christians demand equality Times of
India — November 14, 2004.
[26] discrimination against Dalits by
Christians indianhope.free.fr
[27] A palmyra leaf that sears us The Hindu —
September 16, 2001.
[28] Papal Address to Bishops of
Madras-Mylapore, Madurai
and Pondicherry-Cuddalore ZENIT — November 17, 2003.
Литература:
Azariah M. The Un-Christian Side of the Indian Church.
Alit Sahitya Academy, 1985.
Kenneth Ballhatchet. Caste, Class and
Catholicism in India,
1789-1914. — Routledge, 1998.
Henderson, Carol. Culture and Customs of India. Greenwood Press, 2002.
Koshy, Ninan. Caste in the Kerala Churches. Bangalore: Christian
Institute for the Study of Religion and Society, 1968.
Manickam, Sundararaj. Studies in Missionary
History: Reflections on a Culture-contact. Christian Literature Society, 1988.
Michael, S.M.Untouchable: Dalits in Modern India. Lynne
Riener Publishers, 1999.
Webster, John. The Christian Dalits: A History.
Delhi: Indian
Society for Promoting Christian Knowledge (ISPCK), 1994.
Комментариев нет:
Отправить комментарий