Зеленый человек в языческой и христианской традициях кельтов



Зеленый Человек – таинственный образ, который встречается главным образом в каменной кладке европейских церквей и соборов (хотя нельзя утверждать, что размещен он слишком заметно). Лицо Зеленого Человека состоит из листьев и виноградных лоз, иногда на изображениях у него человеческое лицо, выглядывающее из листьев, в некоторых случаях кажется, что человеческая голова – случайный результат конфигурации листьев.

Первые изображения встречались уже во втором веке, но они никогда не находились в церковных пределах. Только на мемориальных памятниках богатым при жизни гражданам, но не христианам (например, в Трире).

Правда есть пример «зеленого человека» и на христианском захоронении 4 века в Пуатье.

«Зеленый Человек» – нередкий мотив в искусстве классического Рима, от того, кажется, что со временем он был воспринят христианством и распространился дальше вдоль всех маршрутов паломничеств.

В церкви Киннерсли (графство Херефордшир в Великобритании) на алтаре есть изображение Зеленого Человека, вырезанное на дереве. Но чаще обычного он маскируется в углах зданий, под карнизами крыш или в местах послабления, то есть на постройках, предназначенных для болящей братии, когда разрешалось не поститься (послабление монастырского устава). Но при всем том известно, что каменщики любили привлекать языческие мотивы в художественное оформление.

Некоторые богословы в восьмом веке утверждали, что Зеленый Человек представляет все грехи плоти. Сластолюбивые мужчины, обреченные на вечное проклятие. Странно конечно, что несколько веков назад образ использовали на мемориалах дорогих и любимых при жизни людей. Зеленый Человек с регулярным постоянством продолжал появляться на надгробиях, даже когда изображение перестали использовать в церковных постройках.

Связь со смертью позволила некоторым растолковать Зеленого Человека как символ естественного цикла смертной жизни; рождение, жизнь, смерть, распад. А в христианской вере, как известно, такой цикл Душа преодолевает только при наличии Веры.

Другие исследователи отмечали образ как символ непрерывной регенерации жизни и взаимозависимости всех вещей (в этой связи можно вспомнить и шумерского Таммуза и египетского Осириса и т. п.).

Этимологическое исследование, проведенное Уэльским университетом о значении имен кельтских богов и богинь доказало, что у кельтского обожествленного мужского духа зелени («Виридиоса») на латыни имя обозначает зелень, зеленый цвет (Viridios, или Viridius), как впрочем, и на кельтских языках тоже.

Самый старый известный пример был обнаружен на ирландском обелиске третьего столетия нашей эры. Образ идентифицировали как «Человека в Дереве» (Derg Corra) из кельтского мифа. Плут и обманщик, сопровождаемый тремя представителями животного мира: ворон, олень и орел.

Зеленого Человека называют Сильваном (почти то же, что и Пан) в Аббатстве Сен-Дени (Франция) и Океанус (сатир и морское божество) в Мундание (Стамбул). Соответственно многие исследователи образа начали искать подсказки в мифах, легендах и религии.

Параллели были проведены с Цернунном, Одином, «Зеленым Джорджем», «Джеком-в-Зеленом», Паком (или Пук скандинавов, у ирландцев – Пука), Робином Славным Малым, Питером Пэном, даже с Пер Ноэлем. Рождественский Дед на ранних изображениях предстает обвитый плющем, что и было предложено рассматривать его как подобный лесной дух.

Так Джон Бэрликорн, английская фольклорная фигура, показывает те же мотивы смерти и возрождения, что и Зеленый Рыцарь в «Сэре Гэвейне и сэре Голограсе» из артуровского цикла. Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс воспользовался народным материалом для своего замечательного стихотворения-песни «Джон Бэрликорн». Джон Бэрликорн, персонификация важной культуры ячменя, как для пищи, так и для производства пива и виски. В песне образом Джона Бэрликорна изображаются различные стадии культивирования ячменя, жатва, соложение.

В английском фольклоре и литературе зеленый цвет традиционно символизировал природу и воплощаемые ею признаки: изобилие, угасание, возрождение. Часто мотив использовался для того, чтобы характеризовать сверхъестественный или потусторонний духовный мир. В средневековой символике зеленый цвет олицетворял любовь, естественные желания человека.

В кельтской традиции зеленый цвет – цвет новизны и роста. Овиды, начальный ранг в обучении друидов, носили зеленые одежды.

В «Сэре Гэвейне и сэре Голограсе» зеленый цвет – выражение преобразования от хорошего к плохому и обратно.

Но, вообще, данные о зеленом цвете в большей степени различны и даже противоречивы.

Позже и дьявол иногда демонстрировал зеленый окрас. Зеленый цвет связывали с колдовством, черной магией, недобрыми духами природы, особенно, в раннем фольклоре.

В некоторых историях Робин Гуд одет в одежду зеленого цвета и в этом случае он возвышается до богоподобного статуса, почти рогатое божество Херне.

В современном языческом толковании Зеленый Человек – олицетворение божественных качеств в мужчине, его активной детородной функции.

Имя «Зеленый Человек» придумала Леди Рэглэн (Lady Raglan) в 1939 году в своей статье «Зеленый Человек в церковной архитектуре».

Зеленый Человек «возродился» в конце семнадцатого века, начале восемнадцатого века на надгробных памятниках в Шотландии. В Викторианскую эру он играл главную роль как декоративный мотив уличной архитектуры. В сегодняшние дни он «упивается» проявленным к себе вниманием, удовлетворяя наши специфические потребности. Образ захватил воображение современных художников, дизайнеров.

Однако однозначно на вопрос «кто он такой и как его зовут?» ответа нет.

Зеленый Человек крепко хранит свои тайны, и сам остается большой загадкой. Недостаточность существенных свидетельств оставляет его значение открытым для различных интерпретаций.

Комментариев нет: