Зеленый
Человек – таинственный образ, который встречается главным образом в каменной
кладке европейских церквей и соборов (хотя нельзя утверждать, что размещен он
слишком заметно). Лицо Зеленого Человека состоит из листьев и виноградных лоз,
иногда на изображениях у него человеческое лицо, выглядывающее из листьев, в
некоторых случаях кажется, что человеческая голова – случайный результат
конфигурации листьев.
Первые изображения встречались уже во втором веке,
но они никогда не находились в церковных пределах. Только на мемориальных
памятниках богатым при жизни гражданам, но не христианам (например, в Трире).
Правда есть пример «зеленого человека» и на
христианском захоронении 4 века в Пуатье.
«Зеленый
Человек» – нередкий
мотив в искусстве классического Рима, от того, кажется, что со временем он был
воспринят христианством и распространился дальше вдоль всех маршрутов
паломничеств.
В церкви Киннерсли (графство Херефордшир в
Великобритании) на алтаре есть изображение Зеленого Человека, вырезанное на
дереве. Но чаще обычного он маскируется в углах зданий, под карнизами крыш или
в местах послабления, то есть на постройках, предназначенных для болящей
братии, когда разрешалось не поститься (послабление монастырского устава). Но
при всем том известно, что каменщики любили привлекать языческие мотивы в
художественное оформление.
Некоторые богословы в восьмом веке утверждали, что
Зеленый Человек представляет все грехи плоти. Сластолюбивые мужчины, обреченные
на вечное проклятие. Странно конечно, что несколько веков назад образ
использовали на мемориалах дорогих и любимых при жизни людей. Зеленый Человек с
регулярным постоянством продолжал появляться на надгробиях, даже когда
изображение перестали использовать в церковных постройках.
Связь со смертью позволила некоторым растолковать
Зеленого Человека как символ естественного цикла смертной жизни; рождение,
жизнь, смерть, распад. А в христианской вере, как известно, такой цикл Душа
преодолевает только при наличии Веры.
Другие исследователи отмечали образ как символ
непрерывной регенерации жизни и взаимозависимости всех вещей (в этой связи
можно вспомнить и шумерского Таммуза и египетского Осириса и т. п.).
Этимологическое исследование, проведенное Уэльским
университетом о значении имен кельтских богов и богинь доказало, что у
кельтского обожествленного мужского духа зелени («Виридиоса») на латыни имя
обозначает зелень, зеленый цвет (Viridios, или Viridius), как впрочем, и на
кельтских языках тоже.
Самый старый известный пример был обнаружен на
ирландском обелиске третьего столетия нашей эры. Образ идентифицировали как
«Человека в Дереве» (Derg Corra) из кельтского мифа. Плут и обманщик, сопровождаемый
тремя представителями животного мира: ворон, олень и орел.
Зеленого Человека называют Сильваном (почти то же,
что и Пан) в Аббатстве Сен-Дени (Франция) и Океанус (сатир и морское божество)
в Мундание (Стамбул). Соответственно многие исследователи образа начали искать
подсказки в мифах, легендах и религии.
Параллели были проведены с Цернунном, Одином,
«Зеленым Джорджем», «Джеком-в-Зеленом», Паком (или Пук скандинавов, у ирландцев
– Пука), Робином Славным Малым, Питером Пэном, даже с Пер Ноэлем. Рождественский
Дед на ранних изображениях предстает обвитый плющем, что и было предложено
рассматривать его как подобный лесной дух.
Так Джон Бэрликорн, английская фольклорная фигура,
показывает те же мотивы смерти и возрождения, что и Зеленый Рыцарь в «Сэре
Гэвейне и сэре Голограсе» из артуровского цикла. Великий шотландский поэт
Роберт Бёрнс воспользовался народным материалом для своего замечательного
стихотворения-песни «Джон Бэрликорн». Джон Бэрликорн, персонификация важной
культуры ячменя, как для пищи, так и для производства пива и виски. В песне
образом Джона Бэрликорна изображаются различные стадии культивирования ячменя,
жатва, соложение.
В английском фольклоре и литературе зеленый цвет
традиционно символизировал природу и воплощаемые ею признаки: изобилие,
угасание, возрождение. Часто мотив использовался для того, чтобы
характеризовать сверхъестественный или потусторонний духовный мир. В
средневековой символике зеленый цвет олицетворял любовь, естественные желания
человека.
В кельтской традиции зеленый цвет – цвет новизны и
роста. Овиды, начальный ранг в обучении друидов, носили зеленые одежды.
В «Сэре Гэвейне и сэре Голограсе» зеленый цвет –
выражение преобразования от хорошего к плохому и обратно.
Но, вообще, данные о зеленом цвете в большей степени
различны и даже противоречивы.
Позже и дьявол иногда демонстрировал зеленый окрас.
Зеленый цвет связывали с колдовством, черной магией, недобрыми духами природы,
особенно, в раннем фольклоре.
В некоторых историях Робин Гуд одет в одежду
зеленого цвета и в этом случае он возвышается до богоподобного статуса, почти
рогатое божество Херне.
В современном языческом толковании Зеленый Человек –
олицетворение божественных качеств в мужчине, его активной детородной функции.
Имя «Зеленый Человек» придумала Леди Рэглэн (Lady
Raglan) в 1939 году в своей статье «Зеленый Человек в церковной архитектуре».
Зеленый Человек «возродился» в конце семнадцатого
века, начале восемнадцатого века на надгробных памятниках в Шотландии. В
Викторианскую эру он играл главную роль как декоративный мотив уличной
архитектуры. В сегодняшние дни он «упивается» проявленным к себе вниманием,
удовлетворяя наши специфические потребности. Образ захватил воображение
современных художников, дизайнеров.
Однако однозначно на вопрос «кто он такой и как его
зовут?» ответа нет.
Зеленый Человек крепко хранит свои тайны, и сам
остается большой загадкой. Недостаточность существенных свидетельств оставляет
его значение открытым для различных интерпретаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий