Зеленый человек в языческой и христианской традициях кельтов



Зеленый Человек – таинственный образ, который встречается главным образом в каменной кладке европейских церквей и соборов (хотя нельзя утверждать, что размещен он слишком заметно). Лицо Зеленого Человека состоит из листьев и виноградных лоз, иногда на изображениях у него человеческое лицо, выглядывающее из листьев, в некоторых случаях кажется, что человеческая голова – случайный результат конфигурации листьев.

Первые изображения встречались уже во втором веке, но они никогда не находились в церковных пределах. Только на мемориальных памятниках богатым при жизни гражданам, но не христианам (например, в Трире).

Правда есть пример «зеленого человека» и на христианском захоронении 4 века в Пуатье.

«Зеленый Человек» – нередкий мотив в искусстве классического Рима, от того, кажется, что со временем он был воспринят христианством и распространился дальше вдоль всех маршрутов паломничеств.

В церкви Киннерсли (графство Херефордшир в Великобритании) на алтаре есть изображение Зеленого Человека, вырезанное на дереве. Но чаще обычного он маскируется в углах зданий, под карнизами крыш или в местах послабления, то есть на постройках, предназначенных для болящей братии, когда разрешалось не поститься (послабление монастырского устава). Но при всем том известно, что каменщики любили привлекать языческие мотивы в художественное оформление.

Некоторые богословы в восьмом веке утверждали, что Зеленый Человек представляет все грехи плоти. Сластолюбивые мужчины, обреченные на вечное проклятие. Странно конечно, что несколько веков назад образ использовали на мемориалах дорогих и любимых при жизни людей. Зеленый Человек с регулярным постоянством продолжал появляться на надгробиях, даже когда изображение перестали использовать в церковных постройках.

Связь со смертью позволила некоторым растолковать Зеленого Человека как символ естественного цикла смертной жизни; рождение, жизнь, смерть, распад. А в христианской вере, как известно, такой цикл Душа преодолевает только при наличии Веры.

Другие исследователи отмечали образ как символ непрерывной регенерации жизни и взаимозависимости всех вещей (в этой связи можно вспомнить и шумерского Таммуза и египетского Осириса и т. п.).

Этимологическое исследование, проведенное Уэльским университетом о значении имен кельтских богов и богинь доказало, что у кельтского обожествленного мужского духа зелени («Виридиоса») на латыни имя обозначает зелень, зеленый цвет (Viridios, или Viridius), как впрочем, и на кельтских языках тоже.

Самый старый известный пример был обнаружен на ирландском обелиске третьего столетия нашей эры. Образ идентифицировали как «Человека в Дереве» (Derg Corra) из кельтского мифа. Плут и обманщик, сопровождаемый тремя представителями животного мира: ворон, олень и орел.

Зеленого Человека называют Сильваном (почти то же, что и Пан) в Аббатстве Сен-Дени (Франция) и Океанус (сатир и морское божество) в Мундание (Стамбул). Соответственно многие исследователи образа начали искать подсказки в мифах, легендах и религии.

Параллели были проведены с Цернунном, Одином, «Зеленым Джорджем», «Джеком-в-Зеленом», Паком (или Пук скандинавов, у ирландцев – Пука), Робином Славным Малым, Питером Пэном, даже с Пер Ноэлем. Рождественский Дед на ранних изображениях предстает обвитый плющем, что и было предложено рассматривать его как подобный лесной дух.

Так Джон Бэрликорн, английская фольклорная фигура, показывает те же мотивы смерти и возрождения, что и Зеленый Рыцарь в «Сэре Гэвейне и сэре Голограсе» из артуровского цикла. Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс воспользовался народным материалом для своего замечательного стихотворения-песни «Джон Бэрликорн». Джон Бэрликорн, персонификация важной культуры ячменя, как для пищи, так и для производства пива и виски. В песне образом Джона Бэрликорна изображаются различные стадии культивирования ячменя, жатва, соложение.

В английском фольклоре и литературе зеленый цвет традиционно символизировал природу и воплощаемые ею признаки: изобилие, угасание, возрождение. Часто мотив использовался для того, чтобы характеризовать сверхъестественный или потусторонний духовный мир. В средневековой символике зеленый цвет олицетворял любовь, естественные желания человека.

В кельтской традиции зеленый цвет – цвет новизны и роста. Овиды, начальный ранг в обучении друидов, носили зеленые одежды.

В «Сэре Гэвейне и сэре Голограсе» зеленый цвет – выражение преобразования от хорошего к плохому и обратно.

Но, вообще, данные о зеленом цвете в большей степени различны и даже противоречивы.

Позже и дьявол иногда демонстрировал зеленый окрас. Зеленый цвет связывали с колдовством, черной магией, недобрыми духами природы, особенно, в раннем фольклоре.

В некоторых историях Робин Гуд одет в одежду зеленого цвета и в этом случае он возвышается до богоподобного статуса, почти рогатое божество Херне.

В современном языческом толковании Зеленый Человек – олицетворение божественных качеств в мужчине, его активной детородной функции.

Имя «Зеленый Человек» придумала Леди Рэглэн (Lady Raglan) в 1939 году в своей статье «Зеленый Человек в церковной архитектуре».

Зеленый Человек «возродился» в конце семнадцатого века, начале восемнадцатого века на надгробных памятниках в Шотландии. В Викторианскую эру он играл главную роль как декоративный мотив уличной архитектуры. В сегодняшние дни он «упивается» проявленным к себе вниманием, удовлетворяя наши специфические потребности. Образ захватил воображение современных художников, дизайнеров.

Однако однозначно на вопрос «кто он такой и как его зовут?» ответа нет.

Зеленый Человек крепко хранит свои тайны, и сам остается большой загадкой. Недостаточность существенных свидетельств оставляет его значение открытым для различных интерпретаций.

1 комментарий:

myhuonglequyen комментирует...

Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

Giaonhan247 chuyên dịch vụ mua hàng mỹ từ dịch vụ order hàng mỹ hay nhận mua nước hoa pháp từ website nổi tiếng hàng đầu nước Mỹ mua hàng ebay ship về VN uy tín, giá rẻ.