Время
жизни святого мученика Христофора-псеглавца предание относит к царствованию
Диоклетиана. Культ Христофора документально прослеживается, начиная с V в. В
его честь строили храмы и монастыри, создан богатый агиографический и
иконографический материал, написаны церковные службы. В X-XV в. почитание
Христофора-псеглавца достигает огромной популярности, как на Западе, так и на
Востоке, и в частности на Руси. На иконах Христофор неизменно изображался в
виде зверочеловека с собачьей головой.
Согласно
житиям имя Христофора до крещения было Репрев (от лат. reprobus – отверженный),
он был чужестранцем огромного роста с ужасающей наружностью и происходил из
страны кинокефалов и антропофагов (людоедов), из североафриканского племени
мармаритов. Позднее произошло слияние образов св. Христофора-псеглавца и св.
Христофора Никомедийского, который был казнен в 303 г. за отказ дать воинскую
присягу императору. Кипрская версия смягчает легенду и уродство Христофора
приписывает божественному вмешательству: Христофор якобы был красивым юношей и
испросил себе в молитве у Бога уродство, дабы не смущать женщин.
Вот
некоторые примеры иконографии Христофора:
Христофор
был не единственным "святым", изображаемым с головой пса. В Музее коптского
искусства в Каире есть икона XVIII века, на которой изображены псеглавые
"святые" – Аракс и Аугани.
В
Египетских пустынях в IV в. сложились однотипные мифологические образы
"преподобных старцев", покрытых с ног до головы густыми волосами,
принявших обеты молчания и воздержания. Так, о Марке Подвижнике сообщается, что
жил он в Эфиопии на горе Фраческой в пещере, в течение 95 лет он не видел
людей, ни с кем не разговаривал, почти ничего не ел, терпел голод и холод, в
результате чего всё его тело чудесным образом полностью обросло шерстью
наподобие зверя.
Примерно
то же самое сообщается о "преподобных" Тимофее и Онуфрии, которых в
пустыне египетской повстречал подвижник Пафнутий.
О
Тимофее Пафнутий поведал следующее:
"...совершив молитву, я пошел далее в пустыню
и через несколько дней увидел другую пещеру; она была пуста, но подле неё видны
были свежие следы человеческие. "Здесь кто-то живет", — подумал я и
решился подождать. Место было весьма красивое и приятное, близ пещеры стояло
финиковое дерево с плодами и небольшой источник с ключевой водой. Под вечер я
увидел вереницу буйволов, идущих к вертепу, и между ними человека. Одежды на
нем не было, а покрывал он наготу свою собственными волосами, которые возросли
на всем теле его. Тридцать лет, забытый всем миром, неутомимо подвизался он в
борьбе с тёмными силами, с немощами и недугами плоти своей, бывал неоднократно
близок к смерти; но он всё победил. Его напитком была ключевая вода; его пищей
— плоды с финикового дерева".
Нечто
похожее рассказывается и об Онуфрие:
"Я достиг одной высокой горы и сел отдохнуть
внизу. Спустя немного времени я увидел, что ко мне идет человек, обросший
волосами, как зверь, и белый, как снег. От ужаса я устремился на верх горы, и
не знал, что мне делать. Человек, дойдя до горы, сел в её тени отдохнуть; ибо
он утрудился, палимый зноем, и изнемогал от глубокой старости..."
Полностью
покрытыми шерстью изображались и некоторые другие египетские подвижники,
например, преподобный Макарий.
На
Западе в эпоху Средневековья была аналогичная ситуация. На деревянной гравюре,
приведенной в издании Файнера "Жития святых" (1841 г.), изображен
"святой", которого якобы по ошибке приняли за "дикого
человека" и схватили. "Святой" вылезает на четвереньках из-под
береговой скалы, а рядом трубит в рог охотник и беснуются две собаки. У
"святого" длинные волосы, развевающаяся борода, на теле также повсюду
видны волосы, но на руках и ногах волос нет. Эта фигура очень напоминает
описание "алмаса", или "алмасти", дикого обезьяночеловека
из Южной Монголии. В прошлые века монахи Монголии тоже канонизировали этих
существ.
Л. Л. Гифес (Breanainn)
Л. Л. Гифес (Breanainn)
Комментариев нет:
Отправить комментарий