Христианизация Исландии



Продолжаю разговор о христианстве в северных областях Европы. На этот раз переносимся в далекую Исландию. Источники весьма скудно описывают то, что происходило в этой стране и достоверность их проверить трудно, если не сказать – невозможно. Однако два факта заслуживают внимания: здесь, как и в других местах, мы также видим след кельтского монашества, а также занимателен факт относительно мирного принятия христианства в Исландии на основе двоеверия.

© Lleu Llaw Gyffes

 ______________________


Первые христиане в Исландии

Еще до начала заселения острова скандинавами в IX и X веках в Исландии проживало несколько ирландских монахов отшельников, которых первопоселенцы называли папарами. Некоторые из поселенцев так же были христианами. Большинство из них прибыли с Британских островов и были знакомы с этой религией благодаря тесным контактам с ирландцами. Однако подавляющее большинство поселенцев все же были язычниками, поклонявшимися Асам. Поэтому христианство очень скоро утратило свои позиции, и следующие поколения исландцев поклонялись исключительно языческим богам.


Источники

Традиционно принято считать, что в Исландии христианство было принято в 1000 году (хотя некоторые историки склонны считать, что это произошло летом 999 года). Главными источниками, в которых излагаются события, связанные с принятием христианства, являются "Книга об исландцах" Ари Торгильсона, исландские родовые саги и церковные записи о первых источниках и священниках. Версия, изложенная Ари, представляется наиболее надежной, поскольку он родился спустя 67 лет после обращения страны и пользовался свидетельствами еще живых очевидцев тех событий.


Миссионеры

Начиная с 980 года, Исландию посетили несколько миссионеров. Первыми из них были исландцы, вернувшиеся из заграницы, как Торвальд Конрадссон (Þorvaldr Konráðsson inn víðförli). Сопровождал Торвальда германский епископ Фридрек, о котором почти ничего не известно. Попытка Торвальда обратить Исландию не имела большого успеха. Он обладал тяжелым характером и вынужден был покинуть страну после конфликта, в котором были убиты два человека.


Роль конунга Олафа

Когда Олаф Трюггвасон захватил корону Норвегии, он предпринял попытку активизировать процесс христианизации Исландии. Конунг Олаф послал исландца по имени Стефнир Торгильссон на родину для того, чтобы тот обратил своих земляков. Стефнир применил насилие и разрушил несколько капищ и идолов языческих богов, что значительно снизило его популярность, и вскоре он был признан вне закона. После провала Стефнира, Олаф послал священника по имени Тангобранд. Тангобранд  был опытным миссионером, и когда то участвовавал в христианизации Норвегии и Фарерских островов. Его миссия в Исландии с 997 по 999 года была успешной лишь частично. Он добился обращения нескольких знатных исландских вождей, но в ходе его миссионерской деятельности было убито два или три человека. Тангобранд вернулся в Норвегию в 999 годы и доложил Конунгу Олафу, что исландцев никогда не удастся обратить, потому что они слишком агрессивны. Раздосадованный таким докладом конунг приказал закрыть все порты для исландских судов и захватил в плен нескольких исландцев, находившихся в Норвегии. Исландия оказалась отрезана от своего важнейшего торгового партнера. Среди заложников, захваченных Олафом, оказалось несколько сыновей знатных исландских вождей, и конунг угрожал убить их, если исландцы не примут христианство.

Исландское общество чрезвычайно зависело от иностранной политики, главным образом, потому что экспортировало значительную часть жизненно необходимых товаров из Норвегии. Христиане в Исландии поддержали попытку конунга активизировать обращение страны. Образовались партии приверженцев двух религий, противостояние которых поставило страну на грань гражданской войны.


Решение мирового судьи

Ситуация постепенно накалялась и достигла своей высшей точки следующим летом, когда обе партии встретились на Альтинге, который являлся центром политической жизни Исландского сообщества. Между сторонниками двух религий едва не вспыхнула битва, но благодаря посредникам удалось перевести решение этого дела в плоскость мирного урегулирования. В качестве арбитра обе стороны устраивал законоговоритель Альтинга, Торгейр Торкельссон, годи Светлого Озера (Þorgeir ljósvetningagoði), который слыл осторожным и  разумным человеком. Торгейр согласился взять на себя ответственность за решение вопроса о судьбе христианства в Исландии, с условием, что обе партии примут его решение. Когда они согласились, он уединился и провел в размышлениях один день и одну ночь, укрывшись под плащом.

На следующее утро он объявил, что в Исландии должно быть принято христианство, при условии, что старые законы, включая оставление девочек в лесу и поедание конского мяса, сохранялись, а так же разрешалось частное поклонение языческим богам, если этого не видел никто посторонний. (Эти древние обычаи противоречили законам церкви. Конское мяса было запрещенной пищей во многих культурах, и Папа Григорий III запретил этот обычай у германцев в 732 году. Детоубийство также было широко распространено по всему миру, и практика связана с "избытком" детей и была древней частью исландской культуры). Торгейр, который был языческим священником, после этого взял идолов своего капища и сбросил их в большой водопад, который теперь известен как Водопад Богов (Goðafoss).

Проблема смены религии, таким образом, была решена при помощи арбитража, что позволило предотвратить гражданскую войну. Исландский путь решения проблемы христианизации страны показателен среди прочих, поскольку христианство было принято в Исландии за десятилетие до того, как Норвегия была полностью христианизирована. Объяснением этому может служить то, что наиболее влиятельные годи Исландии предпочли мирный путь смены религии.

Когда же церковь стала полностью контролировать Исландию, употребление конского мяса в пищу, убийства девочек и тайное  совершение языческих ритуалов были запрещены.


Источники и литература:
1) Ари Торгильсон. "Книга об Исландцах"
2) "Книга о занятии земли"
3) "Сага о людях с Песчаного берега"
4) Kristnisaga
5) Й. Хьяульмарссон История Исландии, М. 2003.
6) Dag Strömbak, The Conversion of Iceland, trans. By P.Foote, London, 1975.
7) Adalsteinsson, Jon Hnefill, Under the cloak, a ritual pagan turning point in the conversion of Iceland, Trickeri AB, Motala, 1978.

  _________________

  «Книга об исландцах» Ари Мудрого

и история Исландии IX–XII вв.


В 1998 г. исполнилось девятьсот тридцать лет со дня рождения и восемьсот пятьдесят лет со дня смерти исландского историка Ари Торгильссона. Его «Книга об исландцах» — первая дошедшая до нас историографическая работа на родном языке. Десять коротких главок этой книги содержат ценнейшие сведения по истории Исландии конца IX — начала XII в.

Ари Торгильссон по прозванию Мудрый родился, по всей вероятности, в 1068 г.[1] Он был знатного происхождения — его предки по отцовской линии восходили к легендарным Инглингам, а его мать Йорейд была внучкой Халля из Сиды, сыгравшего определенную роль в принятии христианства в Исландии.

 «Книгу об исландцах» (Íslendingabók) Ари написал в 1122–1132 гг. Ари говорил о необходимости строгой критики источников своего исследования, так как «Книга об исландцах» основана прежде всего на устной традиции. Ценные материалы для своей работы Ари получил от воспитателя Тейта, а позже — от многих знающих людей со всех четвертей страны. При изложении событий Ари обязательно ссылался на одного из авторитетных людей, указывая его социальный статус и/или характеризуя как человека мудрого и заслуживающего доверия.

Книга Ари состоит из «Пролога», десяти глав и трех приложений. В первых пяти главах книги рассказывается о «времени заселения страны» (870–930 гг.); о становлении первых государственных институтов в Исландии: учреждении законов, создании альтинга, формировании четвертей; принятии нового, более точного календаря. Шестая глава посвящена открытию Гренландии. В последних четырех главах Ари изложил события, связанные с распространением христианства в Исландии и деятельностью первых иностранных и местных епископов.

Особое внимание в «Книге об исландцах» Ари уделил процессу христианизации Исландии и истории церкви. Привлекая также другие источники, прежде всего «Книгу о заселении страны» (Landnámabók), мы рассмотрели поэтапно процессы становления новой официальной религии в стране[2].

Первым этапом христианизации Исландии можно считать время от начала заселения страны (870/874 г.) до официального принятия христианства (999/1000 г.). Знакомство первопоселенцев с христианами на территории Исландии произошло в начале «времени заселения страны». В необитаемой Исландии, оказалось, жили ирландские монахи-отшельники, «христиане, которых норвежцы называли папами. А потом они ушли, потому что не захотели жить с язычниками, но оставили ирландские книги, колокольчики и посохи. Поэтому можно было понять, что они были ирландцами»[3]. Но и среди иммигрантов уже были христиане. Ари назвал Ауд (Унн) Мудрую и Хельги Тощего как первопоселенцев, от которых ведут свои родословные многие исландцы, в том числе, и первые епископы[4]. А в «Книге о заселении страны» говорится, что Ауд, взяв землю, «велела установить крест, потому что она была крещеной и хорошо соблюдала веру»; Хельги Тощий «был очень смешан в вере. Он верил в Христа, но обращался к Тору, прося о стойкости, и выходя в море»[5]. Еще можно назвать Кетиля Глупого — «он был христианином»; Йорунда Крещеного — «он крепко держался христианства до смертного дня и в старости жил отшельником»; родича Йорунда, Асольва Альскика — «он был добрым христианином и не хотел иметь [ничего общего] с язычниками, и не хотел принимать еду от них… А когда состарился, стал он отшельником. Где была его хижина, сейчас — церковь»[6].

Начало активной проповеди христианства Ари связывал с именем Тангбранда, священника из Саксонии. (Хотя известны проповедники и до него. Одними из первых были Торвальд Кодранссон и епископ Фридрек[7]). Вероятно, в 997 г. Тангбранд по поручению Олава Трюггвасона прибыл в Исландию и крестил «всех, кто принял веру». Но несколько непоследовательно проповедуя идеи христианства — «убив противостоявших ему двух или трех человек», вернулся обратно в Норвегию. Тангбранд объявил конунгу Олаву «о безнадежности успеха христианства» в Исландии, и только вмешательство христиан-исландцев спасло от гибели их земляков в Норвегии[8].

В Исландии на альтинге в 1000 г. (или в 999 г.), по взаимному согласию язычников и христиан, был объявлен закон (кстати, язычником), что «все люди должны быть христианами и должны креститься те, кто не был раньше крещен. Но разрешалось по старому закону выносить детей и есть конину. И люди, если хотят, могут тайком совершать языческие жертвоприношения, но подлежат трехгодичному изгнанию, если это подтвердят свидетели»[9].

Второй этап можно ограничить последующим пятидесятилетием — до начала деятельности первого исландского епископа Ислейва, сына Гицура Белого (1056 г.). В это время продолжилось оформление христианской церкви. В стране побывало много епископов-иностранцев[10]: Бьярнхард Мудрый в книгах из Англии, Хродольв (родич Ятварда Святого, английского конунга), с именем которого связывают становление первого центра учености (menntassetr) в стране[11]; Бьярнхард из Германии; Йон Ирландец; даже, называвшие себя епископами, три армянина — Петр, Абрам и Стефан[12].

Третий этап — время деятельности первых исландских епископов — Ислейва, сына Гицура Белого, с 1056 по 1080 г.; Гицура, сына Ислейва, с 1080 по 1120 г. (правильнее — по 1118 г.)[13] и Йоана, сына Эгмунда, с 1106 по 1121 г. Для этого этапа характерно установление связей между процессом христианизации и процессом становления государства, так и не оформившегося как самостоятельное. В Исландии была утверждена первая резиденция епископа в Скальхольте (1096 г.), а позже — вторая в Холаре (1104/1105 г.). Очень своеобразно прошел процесс установления церковной десятины: жители страны под честное слово оценили свое движимое и недвижимое имущество и отдали десятую часть в пользу церкви[14]. Была проведена перепись населения (около 1102 г.). Впервые были записаны нормы обычного права (1117–1118 гг.).

Процесс христианизации Исландии практически невозможно рассматривать в привычных для других стран плоскостях.

Прежде всего, борьба между христианами и язычниками не приобрела политической остроты, характерной для европейских стран. Христианизация способствовала изживанию только некоторых варварских обычаев, распространению письменности и грамотности. А сочетание традиций с приносимым знанием способствовало сохранению древней местной культуры. Более того, становление в это время особой системы школьного образования и центров учености во многом объясняют уникальность древнеисландской литературы[15].

Принятие христианства оказало влияние на правовое сознание общества, но существенных изменений не произошло. Это объясняется тем, что первые священники сами принадлежали к этой же культурной среде, а епископов выбирали на альтинге. Клирики более позднего времени жаловались на то, что народ плохо соблюдал христианскую веру, поскольку, например, в дни епископа Ислейва у законоговорителя было одновременно две жены, которые к тому же были матерью и дочерью[16]. Условия жизни вынуждали преследовать только явные проявления язычества. Подобная ситуация отражалась и в норвежских законах: Законы Фростатинга разрешали тем, кто находится в труднодоступных местах, во время поста есть все, «что имеется под рукой, и это будет лучше, чем если они умрут»[17].

Поскольку в XI в. имущественное неравенство в Исландии было незначительным, нет возможности рассмотреть распространение христианства в различных социальных слоях. Введение церковной десятины — первого налога, фиксация законов страны не изменили социально-экономической основы общества.

Таким образом, христианизация на первых этапах не вызвала каких-либо изменений в общественном строе Исландии. Лишь с середины XII — начала XIII в. происходило постепенное отделение церкви от общества. Это было связано с укреплением церкви как института: была создана новая скандинавская епархия с центром сначала в Дании (с 1104 г.), а затем в Норвегии (с 1153 г.), в Исландии стали появляться первые монастыри (с 1133 г.), были установлены запреты на посвящение в сан священника годи (1190 г.), на право священникам жениться (1240 г.). А в 1262 г. закончилась эпоха «народовластия» в Исландии.

В. О. Казанский


[1] Долгое время в литературе указывался год рождения Ари 1067 или 1067/1068. В Исландских анналах отмечается и 1067, и даже 1066 г.: Islandske annaler indtil 1578 / Udg. ved G. Storm. Christiania, 1888. S. 18, 58, 109, 318, 471. Снорри Стурлусон говорил, что Ари «родился в следующую зиму после гибели конунга Харальда сына Сигурда» (25 сентября 1066 г.). Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 10. Подробнее см.: Jakob Benediksson. Formáli // Íslenzk fomrit. I. Reykjavík, 1968. S. V.
[2] Казанский В. О. Начальные этапы христианизации Исландии (по Íslendingabók Ари Мудрого) // Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20–22 декабря 1997 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 22–25.
[3] Íslendingabók. Cap. I.
[4] Ibid. Cap. II; прил. II.
[5] Ibid. Cap. 147, 265.
[6] Ibid. Сар. 74, 366.
[7] См. об этом: Þorvalds þáttr víðförla; Íslendingabók. Cap. VIII; Kristni saga. Cap. I–IV.
[8] Íslendingabók. Cap. VII. См. также об этом: Сага об Олаве, сыне Трюггви. Гл. LXXIII, LXXXI, LXXXIV, XCV // Снорри Стурлусон. Круг Земной; Сага о Ньяле. Гл. С–CIV // Исландские саги.
[9] Íslendingabók. Cap. VII.
[10] Ibid. Cap. VIII.
[11] Þorsteinsson Björn. Íslenzka þjóðveldið. Reykjavík, 1953. S. 191.
[12] Дашкевич Я. Р. Армяне в Исландии (XI в.) // Скандинавский сборник. Таллинн, 1989. Вып. 33. С. 87–97.
[13] См.: Einarsdóttir Ólafia. Studier i kronologisk metode… S. 17.
[14] Íslendingabók. Cap. X.
[15] Джаксон Т. Н. Школы и центры учености в Исландии в первые века христианства: К вопросу об уникальности древнеисландской литературы // XII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докл. М., 1993. С. 101–102.
[16] Ольгейрссон Эйнар. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и государство в Исландии. М., 1957. С. 196.
[17] Закс В. А. Некоторые особенности языка и логики областного права в Средневековой Норвегии // Средние века. М., 1989. Вып. 52. С. 168.


Источники:


Фильмы о христианстве в Исландии:

На фото: т. н. "Волчий крест", иначе называемый "крест викингов" или "крест Тора", представляет собой исландскую разновидность Мьёльнира — в форме перевернутого креста, является наглядным свидетельством двоеверия, когда старые языческие верования в Асов соединялись с новой христианской верой в "Белого Викинга".





Комментариев нет: