
В науке нет точных сведений о дате обращения Британии или о достоверном знании, откуда христианство пришло на остров; но очевидно, оно уже было достаточно распространено в ранний период римского владычества, а судя по присутствию трех британских епископов на Арльском соборе в 314 г. и на соборе в Римини в 359 г., можно сделать вывод, что Британия уже имела церковную организацию. Очевидно, в IV в. она находилась в мире и согласии с галльской церковью, так как св. Афанасий говорит, что британская церковь приняла определения, утвержденные Никейским собором в 325 г., а Иларий Пуатьесский, как и Афанасий, упоминает британских епископов, как и епископов Галлии, в числе своих последователей. В циркуляре Константина, обращенном ко всем провинциям империи и имевшем своей целью введение единого образца празднования Пасхи, в перечень стран, к которым было отослано это письмо, включена Британия[1].
Кельтское христианство было необыкновенно странным с точки зрения современного католицизма, да и не только современного, несмотря на то, а может быть, благодаря тому, что ирландцы были одни из первых в Европе, кто воспринял христианство (пятый век все-таки!). Вместе с тем официальный Рим очень косо смотрел на ирландских святых, первый из которых, святой Патрик, был крестителем Ирландии. Например:
«св. Иероним называет ирландцев раскольниками, папы часто буллами увещевали английских королей истребить “этих нечестивых”, и епископы их не получали из Рима инвеституры до времен вторжения англичан»[2].
«У нас нет никаких аутентичных сведений о непосредственных преемниках Патрика, а крупные епархии, которые, согласно традиции, возникли по всей Ирландии в этот период, никогда не считались установленными ни им, ни Палладием, ни кем-либо из его учеников. Эта ирландская церковь в VI в. предстает перед нами организованной и управляемой по монашескому образцу. Как бы то ни было, не существовало центральной организации, располагавшей властью над всеми монастырями. Каждый большой монастырь был независим и управлялся аббатом, обладающим полными правами и обязанностями по отношению к его землям и финансам, хотя часто и находившимся в более или менее тесном родстве с крупными светскими владельцами, от покровительства которых, по-видимому, в определенной степени зависело само возникновение и благосостояние монастырей»[3].
Точно не установлено, как или когда в Ирландии появилась монастырская система. Она сопоставима в чем-то с системой, введенной св. Мартином в Галлии, и она стремительно распространилась по всему острову, а с ней пришли новый дух мистицизма, новый и более строгий образ жизни, большая религиозная ревность и аскетическая дисциплина. Предполагается, что это движение происходит от аскетов восточных пустынь, Египта, Сирии и Месопотамии. В своем бегстве от суетного мира эти отшельники доходили до крайнего аскетизма, отвергали мирскую жизнь и отказывались от родственников и даже собственных имен. Евгиппий в своем «Житии св. Северина», апостола дунайских племен в Норике (современная Австрия), сообщает, что «до конца своих дней святой ни разу не раскрыл своего имени»[4]. Это последнее обстоятельство имеет совершенно языческие корни — ведь знание имени человека давало над ним определенную власть.
Однако именно кельтским святым (как когда-то друидам, распространившим кельтскую культуру на огромной территории) Западная Европа обязана своим крещением и становлением монастырской жизни[5].
«Многое, что было в ходу у старинных друидов, осталось и у этих проповедников. Они гадали по звездам, чертили таинственные рисунки, искали ответы в игре чисел. Чудный вид имели они: с длинными развевающимися волосами, опираясь на длинные посохи, с кожаным мешком и мехом для вина на спине, по двое или в священном числе двенадцати они проходили страну; они были татуированы, как волшебники, веки были окрашены красной краской, на лице нарисованы были затейливые фигуры; они носили с собой восковые дощечки и показывали на них в виде тайны искусство письма. Но у этих странных проповедников было много мужества, самоотвержения и горячей веры. Их обычаи и приемы помогали сблизиться с окружавшими их полудикими людьми и проникнуть к сердцам их»[6].
Кельтская жреческая
каста, как уже говорилось выше, делилась на друидов, филидов и бардов. Друиды
стояли на вершине жреческой иерархической лестницы и, видимо, обладали
знаниями, не выходящими из их круга. Филиды, которые были хранителями знания
(как известно, каждый филид должен был знать наизусть 360 историй или саг),
зачастую не понимали смысла того, что они учили наизусть, поскольку информация
передавалась им в зашифрованном виде. Поэтому очень трудно бывает понять
многие ирландские саги, поскольку с гибелью друидов ключ был утрачен. При такой
системе филиды были естественными соперниками друидов, как, видимо, и в
римские времена, и благодатной почвой для восприятия христианства. Однако
внешняя атрибутика друидизма сохранялась теми филидами, которые приняли
христианство.
«Среди
кельтских святых были поразительные аскеты, доходившие в борьбе с плотью до
изуверства, как св. Моласса: приходившей к нему монахине он втыкал в ладонь
иголку, чтобы проверить, идет ли у нее после поста кровь. Но и в аскетизме
кельтские святые были эксцентричны, чему есть объяснение как в свойствах
Кельтской Души, так и в “друидическом наследии” кельтской церкви (это было
главное обвинение в ее адрес)»[7].
Очень интересный текст
содержится в «Анналах Клонмакнойса», который очень точно характеризует первых
священников (даже святых!) Ирландии, действия которых мало отличаются от
действий друидов:
«Когда
настало утро, король, знать и князья церкви поднялись, и, после того как
священники прочитали свои молитвы, они снова попросили короля освободить им
Хуга Гуайре, в чем он решительно отказал, как и прежде. Тогда Руадан и епископ,
бывший с ним, взяли свои колокольчики, имевшиеся при них, сурово позвенели ими,
и прокляли короля и место, и помолились Богу, чтобы ни король, ни королева
никогда после не смогли жить в Таре, чтобы она запустела навсегда, без двора
или замка, что, согласно этому, и произошло. Ни сам король Диармайд, ни его наследники,
короли Ирландии, никогда не могли жить в Таре со времени этого проклятия.
Каждый из них выбирал себе такое место, какое на его усмотрение было самым
подходящим и удобным для проживания. Руадан же, получив отказ, предложил выкуп
в тридцать лошадей, который король с удовольствием принял, и тогда пожаловал
ему Хуга Гуайре»[8].
Не правда ли,
поведение известного ирландского святого шестого века очень смахивает на
действия языческого жреца? Вместе с тем в поэме «О святых Ирландии», созданной
епископом седьмого века Куймином, сказано:
«Руадан,
король Лотры, возлюбил проклятие, которое положило конец посещению (Тары).
Дело, которое он возлюбил, не подверглось упреку ангелов»[9].
Надо сказать, что
правление этого короля Диармайда (годы правления с 545 по 565 год) связано со
многими переломными моментами в жизни Ирландии. С его правлением связано
окончательное признание верховенства Тары и разграничение пяти ирландских
королевств, проведение последнего Праздника Тары, состоявшегося в этом
священном для язычников месте незадолго до гибели короля, оставление Тары
ирландскими королями и ее запустение вследствие описанного выше проклятия. Необходимо
отметить, что именно в Тару, при короле Диармайде, был приглашен легендарный
Финтан, помнивший все, что было в Ирландии со времен Потопа. Он поведал королю
и всем собравшимся, чем славно каждое из пяти королевств страны, а также
установил в Уснехе, недалеко от Тары, Камень, у которого «сошлись острия» этих
королевств.
Несмотря на то, что король Диармайд формально был христианином, он держал при себе друида по имени Фраехан, и друидизм в стране продолжал существовать, хотя прошло более ста лет со времени появления святого Патрика, крестившего Ирландию. Видимо, поэтому главный святой Ирландии того времени Колумкилле поддержал восставших против Диармайда его противников. Не помогли тогда королю чары его друида — святой оказался сильнее, и король был разбит в битве при Куйл-Дремле. Впрочем, независимо от его языческих пристрастий, когда этот король погиб, его голову похоронили в одном из крупнейших монастырей Ирландии — Клонмакнойсе, откуда и происходит цитируемая выше рукопись, а тело в том месте, где он был убит[10]. При всем при этом сохранилось
Несмотря на то, что король Диармайд формально был христианином, он держал при себе друида по имени Фраехан, и друидизм в стране продолжал существовать, хотя прошло более ста лет со времени появления святого Патрика, крестившего Ирландию. Видимо, поэтому главный святой Ирландии того времени Колумкилле поддержал восставших против Диармайда его противников. Не помогли тогда королю чары его друида — святой оказался сильнее, и король был разбит в битве при Куйл-Дремле. Впрочем, независимо от его языческих пристрастий, когда этот король погиб, его голову похоронили в одном из крупнейших монастырей Ирландии — Клонмакнойсе, откуда и происходит цитируемая выше рукопись, а тело в том месте, где он был убит[10]. При всем при этом сохранилось
«изображение
на одном из резных каменных крестов Клонмакнойса, где клирик в длинном одеянии
и вооруженный мечом король соединяют руки в символическом акте основания
обители»[11].
Ох уж это двоеверие,
при котором так по-язычески выбирается тот представитель культа, который на
данный момент сильнее, да и ведут себя христианские святые практически так же,
как и их противники друиды. Столь любимые во времена язычества проклятия и хулы
(кельты очень верили в силу слова, особенно когда слова произносили
посвященные) вовсю применялись и при христианстве, причем очень часто — самими
клириками.
Давайте попробуем разобраться в происхождении такого странного кельтского христианства, которое, по мнению многих исследователей, имеет восточные корни. Говорится даже и о сильнейшем влиянии коптской церкви, особенно на кельтское, столь же аскетичное монашество. Святой Патрик, будущий креститель Ирландии, по одной из версий, окончил монастырскую школу в Галлии, основанную коптскими монахами. Мне кажется, что на самом деле корни кельтского христианства не просто восточные, а галатские, и вот почему. Галатия, как отдельная провинция византийской Малой Азии, заселенная кельтами с III в. до н. э. (рис. 1), как известно, просуществовала до V в., причем ближайшим ее соседом с востока всегда была Армения.
Давайте попробуем разобраться в происхождении такого странного кельтского христианства, которое, по мнению многих исследователей, имеет восточные корни. Говорится даже и о сильнейшем влиянии коптской церкви, особенно на кельтское, столь же аскетичное монашество. Святой Патрик, будущий креститель Ирландии, по одной из версий, окончил монастырскую школу в Галлии, основанную коптскими монахами. Мне кажется, что на самом деле корни кельтского христианства не просто восточные, а галатские, и вот почему. Галатия, как отдельная провинция византийской Малой Азии, заселенная кельтами с III в. до н. э. (рис. 1), как известно, просуществовала до V в., причем ближайшим ее соседом с востока всегда была Армения.
Рис
1. Экспансия кельтов в Малую Азию
и образование Галатии (по John Haywood)
Христианство в Галатии
было насаждено в середине I века после Рождества Христова непосредственно
святым апостолом Павлом, бывшим здесь первый раз с Силою и Тимофеем (Деян.
XVI. 6) в 53 году и в другой раз спустя 4-5 лет. Мы сейчас не будем вдаваться в
религиозные споры, которые вел апостол Павел с галатской церковью, здесь важно
подчеркнуть другое — именно кельтское население Малой Азии приняло
христианство первым в этом регионе Римской империи, впоследствии ставшем Византией,
за триста лет до принятия христианства в Византийской империи. И среди других
посланий апостола Павла только в «Послании к галатам» он обращается к церквам
Галатии во множественном числе. Значит, там уже в I в. н. э. этих церквей было
несколько. То есть только в Галатии в самом начале распространения христианства
мы впервые сталкиваемся с достаточно развитой церковной организацией. А что
значит быть первым?
В первую очередь это не могло не повлиять на становление новых христианских традиций, в том числе и культурных. Выше уже говорилось, что галаты в Малой Азии бережно сохраняли древние языческие традиции и вряд ли теряли связи с остальным кельтским миром. Естественно, что после принятия христианства, особенно в период двоеверия, многие культурные традиции перешли на почву христианства, традиции которого только начали создаваться в Малой Азии именно галатами.
Мне всегда казалось странным, что античная культура, имеющая столь сильное влияние именно в Малой Азии, не так сильно повлияла на традиции христианской Византии. Это касается и декоративно-прикладного искусства, и храмового строительства, где особенно видны различия. Казалось бы естественным, что языческие храмы могли быть приспособлены под христианские, однако мы видим совершенно другие архитектурные решения, более того — основанные на совершенно других эстетических принципах. Так, в частности, в первых христианских храмах преобладает квадратная планировка, так же как в кельтских языческих храмах, и они так же окружаются колоннадой. Крест, как основной символ христианства, становится крестом в круге — древнейшим еще языческим символом кельтской и славянской традиций. В архитектурном декоре и изобразительно-прикладном искусстве повляется знаменитая кельтская плетенка. То есть можно сделать такой вывод: ранние христианские традиции создавались на кельтской основе!
Конечно, этот предмет требует дальнейшей детальной проработки и не входит в задачи данного исследования. Однако даже на основе изложенных выше замечаний можно сделать вывод о тенденции сохранения кельтских традиций в новом, особенно православном христианском искусстве.
Видимо, не зря и в армянском христианском искусстве появляются те же элементы — Армения не просто соседствовала с Галатией, а ее часть, как уже говорилась выше, какое-то время входила в состав Галатии. Во времена Средневековья, наоборот, районы древней Галатии отошли в состав Армении. Необходимо отметить, что сама Армения приняла христианство в качестве государственной религии на 50 лет раньше Византии, в самом начале IV в. Возможно, благодаря соседству и культурному влиянию Галатии.
Вполне естественно, что, приняв христианство, галаты не только стремились распространить его по всей Малой Азии — они не могли не передать новую религию и своим сородичам. Может, в этом и заключается секрет столь странного для Рима кельтского христианства? Может быть, именно отсюда появился и сам святой Патрик, тем более что его имя, возможно, происходит от византийского имени Патрикий, хотя окончание «рик», что в переводе с кельтского означает «король», свидетельствует о кельтской модификации. Кстати сказать, это имя и сейчас очень популярно в современной Армении.
Славяне, унаследовав кельтскую друидическую традицию, христианство приняли гораздо позже и, как это будет видно из дальнейшего, не без кельтского влияния. Поэтому славянское язычество продолжало развиваться своим путем почти пять столетий. Что касается Древней Руси, то там апогей язычества, выразившийся в религиозной реформе князя Владимира, создавшего официальный языческий пантеон, очень быстро был сбит принятием через восемь лет, в 988 г., христианства. И естественно, что это противостояние двух религий породило довольно длительный период двоеверия и привнесло в русское православие немало языческих традиций и праздников, особенно сохранившихся в крестьянской среде вплоть до конца XIX — начала XX века.
Кстати, если вспоминать о русском языческом пантеоне, то в нем находят и западнославянское, и даже иранское влияние, но никак не скандинавское. И клялись в договорах с Византией русские послы Перуном и Велесом, но никак не Тором или Одином.
Да и с самим принятием христианства на Руси и в других славянских странах не так все просто. Ведь известно, что в Киеве существовал ирландский монастырь, который был уничтожен лишь в конце XIII века, после взятия этого города татаро-монголами[12]. Вместе с тем мы знаем о крещении княгини Ольги в Византии самим императором. Однако ее саркофаг сделан в лучших традициях кельтского искусства. Не менее любопытно, что в Киево-Печерской лавре хранятся в виде мощей головы ряда святых, а ведь культ головы — это один из самых известных культов кельтов, описанный еще античными авторами. А. А. Селин любезно указал мне на то, что одной из первых святынь, попавших на Русь в первые годы после крещения, была голова св. Климента, папы римского, мощи которого были в конце IX в. обретены св. Кириллом (братом Мефодия) в Таврии (Крыму), куда св. Климент был сослан во II в. Голова св. Климента, хранившаяся в Десятинной церкви Киева, была особо почитаема. Когда в середине XII в. некому было посвятить в митрополиты Клима Смолятича — епископа смоленского, так как патриарший стол в Константинополе был вакантным, то собор русских архиереев использовал мощи св. Климента (собственно голову) для «легитимизации» избрания Клима на митрополичий престол. Единственный несогласный с этим — новгородский епископ Нифонт, вскоре после того уехавший на Север, в свою епархию. Именно с этим периодом жизни Нифонта связывается распространение культа св. Климента Римского в Северной Руси — появление каменной церкви Климента папы римского в Ладоге, в частности[13].
Что касается западных славян, особенно проживавших на территориях, традиционно связанных с давним кельтским влиянием, то, по версии А. Г. Кузьмина, ирландский монах Вергилий (ум. 784 году) в течение нескольких десятилетий просвещал славян, распространял среди них христианство. Причем происходило это в Моравии и Паннонии, т. е. на территории, где тремя веками раньше расцветала пшеворская славяно-кельтская культура. А. Г. Кузьмин считает вполне вероятным, что именно этот ирландский миссионер является первым создателем христианской азбуки — глаголицы, на столетие раньше создания кириллицы святыми Кириллом и Мефодием[14].
Говоря об особенностях раннего русского христианства, тот же автор отмечает:
В первую очередь это не могло не повлиять на становление новых христианских традиций, в том числе и культурных. Выше уже говорилось, что галаты в Малой Азии бережно сохраняли древние языческие традиции и вряд ли теряли связи с остальным кельтским миром. Естественно, что после принятия христианства, особенно в период двоеверия, многие культурные традиции перешли на почву христианства, традиции которого только начали создаваться в Малой Азии именно галатами.
Мне всегда казалось странным, что античная культура, имеющая столь сильное влияние именно в Малой Азии, не так сильно повлияла на традиции христианской Византии. Это касается и декоративно-прикладного искусства, и храмового строительства, где особенно видны различия. Казалось бы естественным, что языческие храмы могли быть приспособлены под христианские, однако мы видим совершенно другие архитектурные решения, более того — основанные на совершенно других эстетических принципах. Так, в частности, в первых христианских храмах преобладает квадратная планировка, так же как в кельтских языческих храмах, и они так же окружаются колоннадой. Крест, как основной символ христианства, становится крестом в круге — древнейшим еще языческим символом кельтской и славянской традиций. В архитектурном декоре и изобразительно-прикладном искусстве повляется знаменитая кельтская плетенка. То есть можно сделать такой вывод: ранние христианские традиции создавались на кельтской основе!
Конечно, этот предмет требует дальнейшей детальной проработки и не входит в задачи данного исследования. Однако даже на основе изложенных выше замечаний можно сделать вывод о тенденции сохранения кельтских традиций в новом, особенно православном христианском искусстве.
Видимо, не зря и в армянском христианском искусстве появляются те же элементы — Армения не просто соседствовала с Галатией, а ее часть, как уже говорилась выше, какое-то время входила в состав Галатии. Во времена Средневековья, наоборот, районы древней Галатии отошли в состав Армении. Необходимо отметить, что сама Армения приняла христианство в качестве государственной религии на 50 лет раньше Византии, в самом начале IV в. Возможно, благодаря соседству и культурному влиянию Галатии.
Вполне естественно, что, приняв христианство, галаты не только стремились распространить его по всей Малой Азии — они не могли не передать новую религию и своим сородичам. Может, в этом и заключается секрет столь странного для Рима кельтского христианства? Может быть, именно отсюда появился и сам святой Патрик, тем более что его имя, возможно, происходит от византийского имени Патрикий, хотя окончание «рик», что в переводе с кельтского означает «король», свидетельствует о кельтской модификации. Кстати сказать, это имя и сейчас очень популярно в современной Армении.
Славяне, унаследовав кельтскую друидическую традицию, христианство приняли гораздо позже и, как это будет видно из дальнейшего, не без кельтского влияния. Поэтому славянское язычество продолжало развиваться своим путем почти пять столетий. Что касается Древней Руси, то там апогей язычества, выразившийся в религиозной реформе князя Владимира, создавшего официальный языческий пантеон, очень быстро был сбит принятием через восемь лет, в 988 г., христианства. И естественно, что это противостояние двух религий породило довольно длительный период двоеверия и привнесло в русское православие немало языческих традиций и праздников, особенно сохранившихся в крестьянской среде вплоть до конца XIX — начала XX века.
Кстати, если вспоминать о русском языческом пантеоне, то в нем находят и западнославянское, и даже иранское влияние, но никак не скандинавское. И клялись в договорах с Византией русские послы Перуном и Велесом, но никак не Тором или Одином.
Да и с самим принятием христианства на Руси и в других славянских странах не так все просто. Ведь известно, что в Киеве существовал ирландский монастырь, который был уничтожен лишь в конце XIII века, после взятия этого города татаро-монголами[12]. Вместе с тем мы знаем о крещении княгини Ольги в Византии самим императором. Однако ее саркофаг сделан в лучших традициях кельтского искусства. Не менее любопытно, что в Киево-Печерской лавре хранятся в виде мощей головы ряда святых, а ведь культ головы — это один из самых известных культов кельтов, описанный еще античными авторами. А. А. Селин любезно указал мне на то, что одной из первых святынь, попавших на Русь в первые годы после крещения, была голова св. Климента, папы римского, мощи которого были в конце IX в. обретены св. Кириллом (братом Мефодия) в Таврии (Крыму), куда св. Климент был сослан во II в. Голова св. Климента, хранившаяся в Десятинной церкви Киева, была особо почитаема. Когда в середине XII в. некому было посвятить в митрополиты Клима Смолятича — епископа смоленского, так как патриарший стол в Константинополе был вакантным, то собор русских архиереев использовал мощи св. Климента (собственно голову) для «легитимизации» избрания Клима на митрополичий престол. Единственный несогласный с этим — новгородский епископ Нифонт, вскоре после того уехавший на Север, в свою епархию. Именно с этим периодом жизни Нифонта связывается распространение культа св. Климента Римского в Северной Руси — появление каменной церкви Климента папы римского в Ладоге, в частности[13].
Что касается западных славян, особенно проживавших на территориях, традиционно связанных с давним кельтским влиянием, то, по версии А. Г. Кузьмина, ирландский монах Вергилий (ум. 784 году) в течение нескольких десятилетий просвещал славян, распространял среди них христианство. Причем происходило это в Моравии и Паннонии, т. е. на территории, где тремя веками раньше расцветала пшеворская славяно-кельтская культура. А. Г. Кузьмин считает вполне вероятным, что именно этот ирландский миссионер является первым создателем христианской азбуки — глаголицы, на столетие раньше создания кириллицы святыми Кириллом и Мефодием[14].
Говоря об особенностях раннего русского христианства, тот же автор отмечает:
«При
сосуществовании существенно различающихся христианских общин заметно
преобладание кирилло-мефодиевской традиции с ирландской и арианской окраской.
Достаточно сказать, что в “Повести временных лет” сохранился арианский символ
веры, а церковь в первые полвека была организована на манер арианской (выборные
общинами епископы) и ирландской (аббат монастыря при соборе выше епископа)»[15].
Что касается западных
славян, то крещение их происходило как раз из тех европейских центров, которые
были основаны и где продолжали свою широкомасштабную деятельность именно
ирландские монахи, в частности из Зальцбургского архиепископства, которое на
протяжении столетий возглавляли ирландские монахи, крестившие западных и
частично южных славян.
Значит, древнейшие связи славян и кельтов сохранились и в христианские времена, и энергичные ирландские монахи несли новую религию в славянские земли. И это не простая случайность — ведь первым хотелось передать спасительное христианство своим братьям — славянам.
Не менее загадочна традиция изготовления каменных крестов в круге, характерная для Ирландии и в не меньшей мере традиционная в Новгородской и Псковской земле, где они служили в основном в качестве могильных крестов. Значит, славяне продолжали сохранять связи с кельтским миром уже после принятия христианства, и более того, само принятие новой религии могло произойти под кельтским влиянием, тем более что кельты имели непосредственное отношение к становлению ее традиций.
Именно на Британских островах под воздействием христианства кельтский гений нашел свое наиболее полное выражение и достиг наивысших успехов, и
Значит, древнейшие связи славян и кельтов сохранились и в христианские времена, и энергичные ирландские монахи несли новую религию в славянские земли. И это не простая случайность — ведь первым хотелось передать спасительное христианство своим братьям — славянам.
Не менее загадочна традиция изготовления каменных крестов в круге, характерная для Ирландии и в не меньшей мере традиционная в Новгородской и Псковской земле, где они служили в основном в качестве могильных крестов. Значит, славяне продолжали сохранять связи с кельтским миром уже после принятия христианства, и более того, само принятие новой религии могло произойти под кельтским влиянием, тем более что кельты имели непосредственное отношение к становлению ее традиций.
Именно на Британских островах под воздействием христианства кельтский гений нашел свое наиболее полное выражение и достиг наивысших успехов, и
«к
VI веку ирландское христианство превзошло христианство любой другой страны
Западной Европы не только по силе и святости, но и по ревностной преданности
учению и миссионерскому энтузиазму... Страстный энтузиазм, с которым ирландцы
предавались изучению сакральной учености и гуманитарных наук начиная с VII в.,
не имеет параллелей в остальной Европе... До VIII в. существовало по меньшей
мере 50 важных центров, где доминирующим было ирландское влияние,
располагавшихся на территории от Бретани на северо-западе до Вюрцбурга и Зальцбурга
на востоке и от Ла-Манша... до Боббио»[16]
(рис. 2).
К этому можно добавить
— до Киева и, возможно, Новгорода.
Рис.
2. Ирландские монастырские
центры в
Средневековой Европе
(по T. W. Moody и F. X. Martin)
Мне видится, что
внезапный подъем учености и святости в Ирландии связан не столько с внешними
причинами, сколько с традиционной приверженностью кельтов к сакральным знаниям,
идущей еще от друидических традиций, которые, кстати сказать, по мнению античных
авторов, зародились именно на Британских островах. Таким образом, сакральный
языческий центр кельтов в христианское время стал уже таким центром
практически для всей Западной Европы.
«В
VI в. св. Колумба обратил шотландских пиктов, а Колумбан положил начало
традиции странников... От основания Клонмакнойса в 548 г. до основания
ирландского монастыря в Ратисбоне в 1090 г. ирландцы оказывали мощное влияние на
западную церковь. Тойнби утверждает, что на протяжении всего этого долгого
времени они занимали высшую ступень культурного развития в Западной Европе, и
хотя это утверждение может показаться слишком смелым, известные факты
свидетельствуют об очень высоком уровне благочестия и учености ирландцев как
в самой Ирландии, так и за ее пределами. Вергилий Зальцбургский (ум. 784 г.), прозванный
Геометром, был аббатом Санкт-Петера и управлял Зальцбургской епархией более 30
лет. Он был знатоком космографии, а св. Бонифаций обвинял его в том, что он
учил о существовании антиподов. Клеменс Скотт был главой Придворной школы при
Людовике Благочестивом. Его современник Дикуйл написал “Книгу об измерениях
земли”, которая считается лучшей книгой по географии в раннем Средневековье.
Дунгал из Сен-Дени написал трактат о солнечном затмении. Донат, епископ Фьезоле
с 826 по 877 г.,
был превосходным поэтом»[17].
Необходимо заметить,
что кельтов и в языческие времена больше всего интересовала космография, а
поэзия просто была профессиональным занятием жрецов.
Этот краткий экскурс в историю кельтского христианства на самом деле крайне важен для данного исследования, поскольку миссионерская деятельность ирландских монахов на континенте очень тесно связана с историей развития торговли и морских коммуникаций на северных побережьях Европы, с развитием, в том числе и торговых городов. Зачастую паломники следовали вместе с торговцами, карта ирландских монастырей средневековой Европы просто ложится на карту торговых путей.
На основе вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
Этот краткий экскурс в историю кельтского христианства на самом деле крайне важен для данного исследования, поскольку миссионерская деятельность ирландских монахов на континенте очень тесно связана с историей развития торговли и морских коммуникаций на северных побережьях Европы, с развитием, в том числе и торговых городов. Зачастую паломники следовали вместе с торговцами, карта ирландских монастырей средневековой Европы просто ложится на карту торговых путей.
На основе вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
1.
Мы еще раз можем констатировать: кельтско-славянский симбиоз, произошедший в
Повисленье, привел к образованию славянской народности на этой территории.
Многие культурные достижения славян — результат этого симбиоза, позволяющий
считать славян народом, входившим в ареал полиэтничной кельтской цивилизации.
2.
С завоеванием римлянами, в дальнейшем франками, Галлии кельтский мир был
оттеснен на его периферию — на побережья Северного и Балтийского морей, в
Британию и Ирландию, благодаря чему кельтская цивилизация из ранее
преимущественно континентальной превратилось в морскую. Это важнейшее событие
мировой истории определило во многом весь дальнейший путь развития Европы и
оказало огромное влияние на великую славянскую миграцию и становление
североевропейских торговых путей.
3.
Ирландские монахи были первыми крестителями славян.
Цветков С. Торговые пути, корабли кельтов и славян. СПб. 2008, стр. 27-35.
[1] Диллон М., Чедвик Н. К. Указ. соч. С.
204-205.
[2] Мур Т. История Ирландии /
Библиотека для чтения. Т. 10., СПб., 1832. С. 34.
[3] Диллон
М., Чедвик Н. К. Указ. соч. С. 212-213.
[4] Там же. С. 213-214.
[5] Лe Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.
115-120.
[6] Виппер Р. Ю., Васильев
А. А.
История древнего мира; История Средних веков. М., 1993. С. 237-238.
[7] Шотландская старина. Указ. соч. С. 41.
[8] Лики Ирландии. М.; СПб., 2001. С. 238-239.
[9] Там же. С. 241.
[10] Там же. С. 240-241.
[11] Предания и мифы средневековой Ирландии / Сост.,
пер., вст. ст. и коммент. С. В. Шкунаева; М., 1991. С. 9.
[12] Диллон М., Чедвик Н. К. Указ. соч. С. 408.
[13] Медынцева А. А. Подписные шедевры
древнерусского ремесла. Очерки эпиграфики. XI-XIII вв. М., 1991; Селин А. А О посвящении сельских храмов в Новгородской земле
XVI в: св. Климент (папа римский) //Теорет. конф. «Философия религии и
религиозная философия: Россия. Запад. Восток.»: СПб., 1995. С. 80-82; Сарабъянов В. Д. Культ св. Климента, папы римского и его отображение в
новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения
памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 34-38; Милютенко Н. И. Культ св. Климента на Руси и в Ладоге XII в. // Там
же. С. 38-41.
[14] Кузьмин А. Г. Примечания к
Разделу I в книге Славяне и Русь: проблемы и идеи. 4-е изд. М., 2001. С. 173.
[15] КузьминА. Г. Руги и Русы на
Дунае //Там же. С. 448.
[16] Диллон М., Чедвик Н. К. Указ. соч. С. 405.
[17] Там же. С. 405-406.
Комментариев нет:
Отправить комментарий