Роды в хлеву противоречили иудейским представлениям о ритуальной чистоте



"Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего, Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лука 2:6-7).

Эта пасторальная история с непременным хлевом, животными, стоящими в нем,  и младенцем в яслях вместо люльки, стала для всего христианского мира символом Рождества, и могла, наверное, произойти в любой стране, кроме… Иудеи.

И дело не только в указанной Лукой причине –  отсутствие мест в гостинице, а в еврейской психологии, воспитанной одной из главных заповедей Закона: "Возлюби ближнего своего, как себя самого", требующей впустить на ночлег другого еврея, невзирая на многочисленность собственной семьи. Что уж говорить о том случае, если путник не один, а с женой, нуждающейся в срочной помощи акушерки?

Ну, тут бабушка надвое сказала, засомневается скептически настроенный читатель, не принимая психологию за довод. Может впустить, а может, и нет. Не ночевать же под открытым небом. Тогда  история с хлевом выглядит вполне правдоподобно.

А вот и нет. Если бы хозяин одного дома отказал путникам под благовидным предлогом, реальный Иосиф стал бы стучаться в следующий, пока не нашел тот, куда бы их впустили. Потому что ни один верующий еврей – и тут приходится напоминать о праведности Иосифа – не может остановиться на ночлег в хлеву. Почему? Да потому что ему запрещено Торой жить, а уж тем более позволить жене рожать, в помещении, где нет мезузы. Хлев – нечистое помещение и на его дверях не вешается мезуза. Сомнительно, чтобы праведный еврей Иосиф не знал об этих предписаниях Торы. Скорее всего, об этом ничего не ведал Лука.

Почему так важно наличие мезузы?

Мезуза – это пергамент с фрагментами Торы, где написаны первые два абзаца молитвы "Слушай, Исраэль!"  О чем они? О единстве Бога и установлении завета между Ним и еврейским народом. Считается, что присутствие мезузы у входа в дом освящает его и устанавливает над ним защиту Всевышнего.

Вчитайтесь в эти строки: "Слушай Исраэль! Господь – наш Бог! Господь один! Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей и всем существом твоим. Да будут слова эти, которые я заповедаю тебе, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою меж глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих".

Поверьте, мезуза – не простая формальность. Как показывает тысячелетний опыт, ошибки, допущенные писцом в тексте мезузы, а также дефекты, возникшие от времени или неблагоприятных условий, лишают дом такой защиты, и в нем начинают происходить несчастья. Современные израильтяне, зачастую мало связывающие себя исполнением сложных религиозных ритуалов, считают наличие мезузы на дверях своего дома обязательным условием проживания в нем и вешают их на дверных косяках всех комнат, кроме туалета, считающегося, как и хлев, описанный евангелистом, ритуально нечистым помещением.

Верующие евреи во все времена шли на огромные страдания и жертвы ради исполнения Закона. А уж в данном случае найти дом, освященный мезузой, не представляло большого труда.

Так что же, Лука выдумал эту жалостливую историю? Оказывается, да. И сделал это, опять же, из-за страстного желания подтвердить рождение Иисуса пророчествами, в данном случае словами пророка Аввакума. Но в отличие от Матфея, решил сделать это с фантазией. То есть не грубо поместить в текст цитату пророка, мол, спаситель Израиля явится "меж животных", а вплести предсказание в виде занимательного сюжета в свой  рассказ, сделав его запоминающимся. И вот уже в воображении верующих трогательная сцена рождения в хлеву и спеленатый младенец в яслях.

Ну, и что здесь такого уж надуманного, напрашивается естественный вопрос, если пророком предсказано появление Мессии среди животных? Ну, подумаешь, евангелист просто немного приукрасил свой рассказ.

Да в том то и дело, что Аввакум, а точнее Хабакук,  говорил совсем другое, не имеющее к животным никакого отношения. Пророк, понятное дело, был евреем, и пророчества свои произносил на иврите, на нем же они и записаны. А вот Лука оригинального текста Писаний  не знал  и пользовался переводом, хуже того – двойным переводом, латинским вариантом Септуагинты. Ох, уж эти неграмотные переводы!

Христианская традиция относит Хабакука к тем трем иудейским пророкам, якобы провозвестившим рождение Иисуса. Что ж, давайте и на сей раз не будем воспринимать столь серьезное утверждение на веру,  а посмотрим, как звучит предсказание, записанное со слов самого пророка. Но, прежде всего, поинтересуемся, в  какую эпоху происходило общение пророка с Богом и что, собственно говоря, вещал Всевышний через выбранный Им на тот момент рупор?

А было это в то далекое время, приблизительно в 600-х годах до нашей эры, когда могучая Ассирийская империя, уничтожившая Северное царство – Израиль, и, поглотившая безвозвратно десять колен израилевых, наконец-то,  стала ослабевать, что вызвало в оставшейся на исторической сцене Иудее небывалый духовный подъем. И вот тут пророк Хабакук предсказал, что радоваться рано – на смену ассирийскому господству придет еще более жестокое халдейское, или вавилонское, которое станет Божественным возмездием для иудейского народа.

Возмездием? За что? За поклонение идолам.

Сообразно представлениям иудаизма, ликвидация ассирийцами Израильского царства произошла из-за отступничества населявших его жителей от веры в Яхве. Иудейское же царство сохранилось только благодаря чуду, посланному Яхве –ассирийское войско, подошедшее к стенам Иерусалима, в одну ночь было уничтожено. По всей видимости, как предполагает Геродот, Иерусалим спасла эпидемия тифа, поразившая целое войско.

И вот через полвека в Иудее стало процветать языческое поклонение идолам. Этому способствовало увеличение числа смешанных браков с самаритянами. Так стали называться племена, которыми ассирийская администрация заселила земли Израильского царства. Более того, то ли по требованию ассирийцев, то ли по личной инициативе один за другим иудейские цари стали предаваться язычеству настолько, что ввели в Храме обрядности ассирийских, арамейских и финикийских культов. Больше того, царь Менаше возобновил древний варварский обычай приношения детей в жертву ханаанскому божеству Молоху (2 Цар., гл. 21). В этом их поддерживала придворная знать, желающая приобщиться к культуре поработителей. А малоимущие евреи стали искать ответы у языческих богов на свои животрепещущие вопросы – почему богатые с каждым годом все сильнее угнетают бедных, почему одни евреи ненавидят других?

Но языческие боги молчали. А Яхве через своего пророка известил, что за отступничество от Него, от Его Закона и установление суда неправедного, поднимет он халдеев,

"народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями… Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков. Скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его… Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякой крепостью он смеется..." (Авв. 1:6-10).

И взмолился пророк Господу:

"Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения… Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?" (Авв. 1:13).

Пророк получил ответ:

"И отвечал мне Бог и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать... И хотя бы и замедлило, жди его; ибо непременно сбудется, не отменится... Праведный своею верою жив будет" (Авв. 2:2-3).

И пообещал Яхве, что тот, кто грабил другие народы, будет сам ограблен, что ожидает "горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою".

"Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море" (Авв. 2:14).

И, наконец, пророк записывает молитву для пения:

"Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости" (Авв. 3:2).

Вот этими самыми словами молитвы пророка Хабакука и воспользовался Лука.

Нет, нет, вы правильно не увидели здесь ни одного упоминания о животных. Просьба пророка "соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его" относится к деяниям Яхве меж эпох двух империй – врагов Иудеи. Собственно говоря, переводчики Септуагинты так и перевели этот текст на греческий: "соверши дело Твое среди эпох…"

Но беда  в том, что по-древнегречески слова "эпоха" и "животное" в родительном падеже множественного числа имеют одинаковую форму. В латинском же  переводе  Септуагинты, которым воспользовался Лука, был выбран вариант "животного". Почему? Может быть, по ошибке, по невежеству. Но скорее всего, переводчиками на латынь руководило желание конкретизировать слова пророка. Если не знать еврейской истории, невозможно понять о каких эпохах идет речь. Да и вообще туманно – вчера, сегодня, завтра? А тут все конкретно – "меж животных". У Луки оказалось очень богатое воображение: к животным он добавил ясли и хлев, меж которыми родился Мессия.

Мой совет, когда будете слушать молитву Хабакука, включенную в литургию всех христианских церквей, или смотреть театрализованное рождественское действо, задумайтесь, мог ли на самом деле "сын Божий" появиться в хлеву – в энергетически грязном помещении? В наши дни, вооружившись современными знаниями, мы можем с уверенностью сказать, что те или иные представления древних людей о ритуальной, читай энергетической, чистоте возникли не на пустом месте. Например, специалист по биолокации однозначно скажет, что самыми неблагоприятными зонами в доме, с точки зрения скопления в них отрицательной энергии, являются туалеты и ванные комнаты. К этой категории может добавить и хлев, примыкающий к дому. Вряд ли такое помещение могло стать местом рождения Мессии.

И. Хотина
________________________________

Р. S. Если хлев считался у иудеев ритуально нечистым местом, то по иудейским законам Мессия не мог быть рожден в хлеву. Следовательно, это доказывает, что Иисус не был иудейским Мессией. Можно согласиться с автором и по поводу мезузы. Однако, хлев имел иное значение у индоевропейцев. На русском Севере роды проходили в тех местах в доме, которые были связаны со смертью – в хлеву или амбаре. Считалось, что там развязываются все узлы, если было что-то проблемное во время родов. Роженица и ребенок 9 дней считались нечистыми, и огонь, который горел при родах, тоже считался нечистым. Там же зажигали новый огонь и навещали роженицу на 10-й день. Значит рождение Иисуса было совершено, с одной стороны, в традиции индоариев, а с другой противоречило иудейской религии. Роды в хлеву объясняются, кроме прочего, отсутствием в нем стафилококковой инфекции – частым явлением в современных роддомах.

© Л. Л. Гифес

Комментариев нет: