Согласно данным археологических раскопов в Галилее,
все культовые иудейские постройки на ее территории, включая синагоги,
датируются лишь начиная с позднеримского периода, с конца II
века н.э. Это касается и найденных недавно, в июле 2012 года, руин синагоги в
деревушке Хуккок в районе Галилеи. Эти руины также датируются IV-VI вв. н.э.
Напомню, что первый массовый вывод иудейского
населения из Галилеи произошел в период ассирийского владычества в 722 году до
н.э., когда на их место были заселены ассирийские колонисты. Второй подобный
случай произошел во время маккавейских войн, когда Симон Маккавей в 164 году до
н.э. увел в Иудею и без того малочисленных иудеев Галилеи. Маккавей боялся
отмщения галилеян за волну грабежа и насилия, которым в течение нескольких лет
иудеи подвергали галилеян, пользуясь их беззащитностью вследствие упадка
государства Селевкидов. После этого периода о каком-либо заселении иудеями
Галилеи до позднеримского периода говорить уже не приходится.
Таким образом, данные
археологии прекрасно согласуются с историческими, подтверждая начало
колонизации Галилеи иудеями лишь в этот период – время после разрушения Второго
Храма.
Так, Д. Э. Райт пишет в своей работе «Археология и Евангелия»:
«Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х.»
Синагоги
в Назарете, Капернауме и других городах Галилеи, упомянутых в канонических
евангелиях в качестве мест, где якобы проповедовал Иисус, датируются
археологами лишь II-IV веками н.э. Следует заметить, что некоторые
галилейские синагоги этого периода построены на более древних фундаментах с
датировкой I веком н. э., но однако фундаментами каких именно
зданий они были – неизвестно и выяснить это археологам не представляется
возможным. Разумеется, все спекуляции на эту тему идеологически детерминированными
людьми и просто заинтересованными в развитии туризма экскурсоводами
беспочвенны. К таким спекуляциям относятся, например, утверждения экскурсоводов
по святым местам Назарета и Капернаума о том, что в их синагогах можно даже
продемонстрировать туристам скамьи и место, где Иисус сидел или читал Тору
собравшимся. Если ученые и археологи в ответ на такие речи только улыбаются, то
доверчивые туристы и верующие не перестают лобызать «священные места» и биться
лбами в приступах религиозного экстаза.
Однако, более того – специалисты
из Hebrew University of Jerusalem отмечают:
«У археологов нет
единого мнения по поводу того, каким периодом следует датировать древние
галилейские синагоги. Принято считать, что они относятся к позднеримскому
периоду (II-IV вв. н. э.), времени политического и культурного расцвета
галилейских иудеев. В последнее время некоторые исследователи стали склоняться
к тому, что эти синагоги были построены
в основном в византийский период (V-VI вв. н. э.), когда господствовало
христианство и, как считается,
иудеи подвергались гонениям. Д-р Лейбнер отметил, что подобный
разброс во мнениях может впоследствии
привести к переосмыслению образа жизни иудеев в эти древние времена».
Кстати, последняя часть цитаты специалистов университета Иерусалима должна показаться интересной именно гностическим христианам и противникам иудеохристианства, давно сомневающимся в приниженном положении иудеев в период усиления кафолицизма.
На фото: развалины в Хоразине со свастичным орнаментом, идентифицируемые как останки синагоги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий