Древние индоиранские религии, прежде всего зороастризм и ведизм, справедливо назвать верой ариев, которая провозглашает духовно-расовое превосходство нордических народов над народами неарийского происхождения.
Кто же такие арии? В переводе с индоиранских языков арьи (авест. airya, др.-инд. ā́rya) – ‘благородные, святые, знатные’, т. е. имеющие строго определённое расовое происхождение, а также соответствие с духовно-нравственными нормативами, как их определяет арийские культура и религия.
В зороастризме всё человечество подразделяется на airya (арьев) и anairya (не-арьев, чужаков). Такая же классификация издревле существует в ведийской религии (брахманизме), равно как и в буддизме (пусть даже в нивелированном универсальном понимании). Арии – это своего рода детерминатив, отделяющий белую расу от чёрной и смешанной (‘неблагородных, низких, грешных, варваров’). Согласно ведийской традиции, арьи делятся на три варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (простой люд, земледельцы, ремесленники). Варна неарийского происхождения была представлена шудрами (‘слуги, наёмники’), которые также назывались даса (‘враги’). Самый низший слой на периферии древнеарийской общности составляли чандала (‘ублюдки’) или парии (‘отверженные’). Шудры принадлежали к народам южных регионов Индии, говорящим на дравидийских языках, это была чёрная раса[1]. Чандала же представляли собой разнообразный сброд, произошедший от расового смешения арьев с шудрами. Расовое происхождение и примитивный культурно-нравственный уровень определяли соответствующее положение шудр внизу иерархической лестницы, а чандала были полностью исключены из четырёх варн, получив статус “неприкасаемых”. Согласно древним ведийским законам, шудры, чандала, чёрная раса, гибриды не могут являться носителями подлинных духовности и религии в силу своего неблагородного происхождения.
В иранских народах данное правило было унаследовано с эпохи единства индоевропейской общности. Поэтому аналогичное положение сохранилось и в зороастризме[2]. Благой Творец Ахура Мазда создал “Арийский Простор” (авест. Airiianəm Vaējah – Арийская Вежа), чтобы отделить избранных арьев от народов, проживающих в других “каршварах”[3]. Каршвар ариев назывался Хваниратой.
“Я расположил сердце людей к тем землям, которые они населяют, даже если эти земли и не столь богаты. Ибо если бы Я не сделал этого, устремились бы все смертные в Арийский Простор”, – говорится в Видевдате[4].
Ариана Вежа – это “наилучшая из земель”, однако Злой Дух
“в противовес этому наслал на эту землю змей и холодную зиму. (Отныне) семь месяцев там зима, два – лето”[5].
Нетрудно догадаться, о какой именно земле идёт речь. Это, без сомнения, северные области Евразии, исторически населённые белой европеоидной расой, представителями которой ныне являются русский и другие европейские этносы. Вот что такое арии и их прародина, земля ариев!
В зороастрийском трактате Бундахишн говорится как о происхождении людей, так и о начале чёрной негроидной расы. Первочеловек Гайомард описывается как “светлый и белый”[6], тогда как чёрная раса произошла из-за смешения с дэвами (демонами). В тексте низшие расы обозначены как “обезьяны” и “хвостатые медведи”, однако нужно помнить, что это всего лишь эвфемизмы, поскольку они сравнивались с животными.
“О природе обезьяны и медведя[7] он говорит, что Йима, когда от него ушел фарр, из страха перед дэвами взял у них жену, а Йимак, которая была сестрой, дал в жёны дэву. И от них произошли обезьяна, хвостатый медведь и другие безобразные виды. И еще говорят, что в правление Аждахака молодую женщину допустили к дэву, а молодого мужчину — к колдунье[8]. Они увидели (друг друга) и соединились, и от их близости появились чернокожие негры. Когда к ним пришел Феридун, они бежали из страны иранской и поселились на берегу моря”[9].
Однако врагами ариев являются не только представители черной расы, но и все “дэвопоклонники”, даже если они арии по происхождению. Таким образом, в зороастризме вводится дополнительная градация по религиозному и духовно-нравственному признаку. Те арии, которые занимаются грабежом и набегами на родственные народы, не ведут осёдлый земледельческий образ жизни, а предпочитают жизнь кочевников и охотников-собирателей, приносят кровавые жертвоприношения демонам – исключают себя из арийского общества.
В диалоге Заратуштры с царём Виштаспой есть такие слова:
“Вот слова, которые Ахура-Мазда передаёт тебе, потомок Кавиев. Ты сам просил о том, значит, не скажешь, что не слышал, переходя посмертно через мост Чинвад и в последний день Фрашо-кэрэти. Господь желает, чтобы думал ты по вере, говорил по вере и действовал по ней. Знай же, что твои предки, Кьянианы, заступившие на место династии Пешдадинов в правлении Ираном, подменили власть Закона властью Силы. Спендармат, душа Матери Земли, безуспешно взывала к чёрствым сердцам. Высшее средь созданий, харизма, сильное Кавиев Хварно отвернулось. Поэтому нет сейчас отваги в твоём сердце. Отлетает Хварно от тех, кто поклоняется зловерным дэвам.
– Но дэвам покланяются все арии, Спитама.
– Тот, кто покланяется им, не может быть airya, благородным, прямым в помыслах, ибо дэвы гнусны по природе, как их властелин Анхра-Манью, отец лжи”[10].
Все враги ариев – как отступники, так и происходящие от смешения с дэвами неарийцы – будут в конце времён уничтожены. В молитве одной из ипостасей Ахура Мазды говорится:
“Доброе Счастье (Арти-Вахви) уничтожит Анхра Манью, который есть смерть; оно уничтожит Аэшму, изверга, ранящего копья; оно сокрушит заразу Аэхи; оно сокрушит изверга Смерть, сокрушит Апаошу и неарийские народы”[11].
Подчёркивая их недочеловеческую природу, авестийские тексты неоднократно называют их “двуногим выводком”. Согласно зороастрийской антропологии, в трактате Дадестан-и меног-и храд (“Суждения духа разума”) человечество делится на “людей”, “полулюдей” и “полудэвов”. Ясно, что первые – это благочестивые арии, вторые – арийцы-дэвопоклонники, третьи – гибриды с дэвами, низшие расы.
В Гимне Хварно[12] выражена надежда на то, что река Хаэтумант имеет столько хварно (благодати), что “страны неарийцев все разом может смыть”, так что они почувствуют “и глад и жажду, зной и холод”. Таким образом, арии выражали свою ненависть к неариям и страстно желали их истребления.
Когда часть ариев вернулась на Север, а другие стали отступать от древней дхармы[13], смешиваясь с дравидами, брахманы инвертировали светлых асуров в злых демонов, а дэвов сделали их победителями и богами (следы этой инверсии есть в Ригведе). Но в зороастризме, славянском язычестве и в верованиях народов Средней Азии и Сибири сохранилась, кажется, изначальная иерархия. Поэтому славянские дивы и индуистские дэвы остались злыми духами, в маздаяснизме – свитой Ангра Манью, которым противостоят Ахура Мазда, Амеша Спэнта (Бессмертные Святые), Фраварти (праведные души), Язаты (низшие божества наподобие ангелов) и все благие стихии. Дэвами и дивами было принято называть не только духов, но и всех людей чёрной расы.
Важным символическим значением в зороастризме обладает белый цвет – цвет чистоты, святости, Севера и снега. Поэтому зороастрийцы носят белые рубахи седре, символизирующие белую расу и северные истоки своей религии[14]. Второе скифское имя Заратустры было Спитама, что значит Светлый.
Такова расовая составляющая нашего нордического арийского зороастризма.
* * *
Сегодня, однако, хранителями и носителями традиции зороастризма зачастую провозглашают себя люди, уже довольно далеко отстоящие как от самой этой традиции, так и от арийской расы[15]. Неарии не могут быть блюстителями Даэны Мазда-Ясны (“веры чтящих Мазду”), это противоречит важнейшей доктрине зороастризма, провозглашающей расовое превосходство и избранничество ариев. Таковыми могут быть только арьи – белая раса! Современные псевдо-зороастрийцы пытаются придумать различные оправдания тому, что подлинные арии якобы не белые, а чёрные, хотя при этом оговариваются, что белых ариев тоже нельзя исключать из арийской расы, так как они являются белыми братьями подлинных чёрных и смуглых “арийцев”. Анекдотичность, наглость и абсурдность таких заявлений очевидны. Это попытка неариев оккупировать нашу религию и паразитировать на ней, для чего им и необходимо как-то приобщить себя к арийской расе. Для обоснования своих претензий они обращаются даже к генетике, в которой сами не разбираются[16]. Таким образом, в настоящее время зороастризм оказался в руках тех, кого эта религия всегда считала врагами ариев, а ведийская традиция исключала из арийской общности. Конечно, шудрам и чандала вовсе не запрещается принимать зороастризм, прямых запретов в современном зороастризме на это не существует, но хранителями и носителями традиции, в силу своего низкого происхождения, они не должны быть.
Такое положение сложилось в силу того что некогда арийские народы, в частности, в Иране, Индии, Армении, Сирии, Согдиане (Таджикистане и Афганистане) и других странах Турана (Средней Азии), частью вернулись на Север, где сохранили расовую идентичность, а частью смешались с монголоидами и дравидами, от чего произошли смуглые метисы – семиты, которые, по признанию антропологов, сохранили многие негроидные черты, а также прочие азиатские варвары. Расовый состав населения претерпел существенную метаморфозу. Арабы, монголоиды и другие гибриды, произошедшие от дэвов, буквально катком “проехались” по Ирану, Закавказью и всей Средней Азии, уничтожив носителей маздаяснийской веры или вынудив их принимать ислам. Многие зороастрийцы, дабы сохранить свою веру, бежали в Индию, где теперь известны под именем парсов. В их традиции сохранилась одна важная деталь: они не принимают в свою веру никого, чьи родители не были зороастрийцами. Ну, а поскольку мы знаем, что зороастризм – это религия ариев, то понятно, что сей запрет связан с запретом прозелитизма в инорасовой среде. В исламизированном же Иране зороастризм какое-то время сохранялся лишь в конформистском весьма модернизированном варианте, пока от него не остались какие-то жалкие крупицы.
Апология современных псевдо-зороастрийцев сводится, в основном, к ссылкам на авестийскую литературу, что роднит их с евреями-талмудистами, основывающими свою веру на слепом следовании букве. Но хорошо известно, что основная масса древних зороастрийских текстов попросту утрачена, а многое дошло в весьма вольных пехлевийских пересказах с явными следами политеизма и примитивных языческих суеверий. Конечно, “носители” и “хранители” пытаются как-то совместить политеизм, дуализм и монотеизм и искусственно унифицировать все противоречия и несуразицы на основе богословской казуистики, но понятно, что это всего лишь спекуляции и совсем ненаучные фантазии.
Реанимации зороастризма в наши дни больше способствовали труды европейских ученых, которые занялись серьёзным научно-критическим анализом и изучением зороастрийского наследия. Никакой зороастризм без трудов европейских учёных сегодня просто немыслим. Эти учёные выяснили, что современный персидский язык вовсе не является прямым предком древнеиранского, который был ближе к санскриту. Пехлевийская литература, которая составляет основную часть под названием “Авеста”, написана на среднеперсидском языке, проще говоря, является неозороастрийской, т. н. “младоавестийской”, сопровождённой к тому же поздними произвольными комментариями занд. Она возникла лишь к VI в. н. э. и стала следствием реконструкции. Под неё был создан специальный курсивный алфавит на основе арамейского языка, очень сложный для дешифровки и понимания. Потом сделали еще один “новоавестийский” алфавит, увеличив количество букв, и снова переписали все тексты. Эта работа очень напоминала ту, что как раз примерно в это же время делали масореты, иудейские писцы, главные специалисты по фальсификациям, когда создавали произвольную систему диакритики для “улучшенного” понимания Танаха. От подлинной же Авесты, состоящей первоначально из 21-го наска (книги) сохранилось лишь несколько гат Заратуштры, что видно по архаичности их языка, близкого к языку Ригведы. Нынешний свод “Авесты”, как полагают специалисты[17], не цельное произведение, а следствие компиляции и редактирования разнородных по происхождению отрывков – это разрешённые жреческой цензурой авестийские тексты и фрагменты. Хорошим примером такого положения может служить книга Видевдат, в которой соседствуют стилистически неоднородные части, множество заимствований из других авестийских книг и сильно испорченная грамматика.
К тому же современная “Авеста” – это
продукт восточноиранского
происхождения, значительно оторванный от какой бы то ни было хронологии и
историчности, что позволяет очень вольно трактовать описанные там события и датировки.
В сих священных писаниях восточного неозороастризма нет никаких намёков на традиции
Западного Ирана, где зороастрийские жрецы назывались магами, тогда как на Востоке они именовались заотарами или атарванами.
Таким образом, современный зороастризм – это всего лишь отцензурированная часть
иранского религиозного наследия, а не его полнота. На оставшихся крупицах и
спекулируют нынешние псевдо-зороастрийцы из потомков дэвов, пытаясь обратить в
свой культ европейцев и русских и заставляя их подчиниться духовному
руководству неарийского происхождения. Благородным навязывают свою
интерпретацию зороастрийской веры те, кто ей
по природе чужд. Еще один абсурд, но такова наша нынешняя извращённая
реальность, и зороастризм в этом плане не исключение.
Самозванные смуглые псевдо-зороастрийцы ведут свою
незаконную миссионерскую деятельность среди белых ариев
Кстати, еще одной издержкой псевдо-зороастризма является отрицание им зурванизма – сакрального монотеистического учения магов, возникшего в Мидии, в западных областях Ирана. Оно было несправедливо осуждено и объявлено ересью восточно-иранскими мобедами на основе испорченных пехлевийских текстов. Да и сам зороастризм вообще-то не единственная религия иранцев. Не следует забывать также о культе Митры и его ответвлении – религии Бон, которые тоже является иранским по происхождению[18]. Так что оставим узко конфессиональные пристрастия сектантов и обратимся к фактам.
* * *
Что же тогда такое подлинный зороастризм и как можно его идентифицировать? Мы уже знаем, что хранителями и носителями зороастрийской религии могут быть только арии, которыми в настоящее время являются европейцы белой расы, сохранившие свою расовую идентичность в наибольшей чистоте в отличие от среднеазиатских и восточных этносов. Но все европейские народы усвоили христианство, зороастризм они не принимали. Как это объяснить? Если только белые арии могут быть подлинными носителями маздаяснийской веры, как провозглашает эта религия, то почему тогда зороастризм не получил у нас такого широкого распространения, как христианство? Кого-то это может удивить, но ответ кроется в том, что христианство и есть прямое продолжение зороастризма. Причем зороастризма не унифицированного, не реформированного и не секулярного, а подлинно древнего.
Тайна в том, что Иисус Христос – это и есть обетованный пророком Заратуштрой Саошьянт-Спаситель, который должен положить конец “эре смешения” (Гумезишн), в ходе которой Злой Дух ведёт битву с Ахура Маздой, Благим Творцом. Саошьянт, согласно авестийским предсказаниям, будет потомком самого Заратуштры и родится от девственницы, которая искупается в озере Кансава и зачнёт от хранящегося в нём семени пророка. Саошьянт даст новую Авесту, разъяснит основы веры, которая была искажена людьми в процессе передачи, и поведёт людей на последний бой со Злом.
Современные псевдо-зороастрийцы всячески отмахиваются от трактовки, согласно которой Иисус Христос – это Саошьянт Авесты, потому что в авестийских пророчествах о Саошьянте они находят разные несоответствия тому, о чём сказано в Евангелиях, и склонны производить христианство от иудаизма. Однако с иудаизмом у Иисуса оказывается еще больше противоречий не только идейно-нравственных, но и касательно предсказаний Танаха, многие из которых Он не выполнил, отчего и был отвергнут жрецами иудейскими. Зато в Евангелиях очевиден мощный зороастрийский слой, наряду с отголосками других индоиранских религий – ведизма, митраизма и буддизма. Если Иисус Христос не имел к Саошьянту Авесты никакого отношения, то почему в христианстве оказывается такое большое количество зороастрийских параллелей? Объяснить это тем, что некий еврейский самозванный Мессия просто украл все идеи у иранцев, никак не получается, потому что этому нет абсолютно никаких доказательств. Скорее наоборот – иудейские жрецы подвели под казнь пророка чужого народа, потому что он непочтительно отзывался о Торе, призывал нарушать её установления, проповедовал “языческие” верования, проклинал евреев и оспаривал власть авторитетных иудейских учителей. Попытки сделать из Иисуса “царя иудейского” – это еврейская клевета, которую издевательски повторял Пилат, но которую так и не подтвердил сам Иисус, сказав, что Его царство “не от мира сего”. Табличку “Иисус Назорей, царь иудеев” Пилат установил на кресте в качестве глумления над иудеями, которые требовали её снять, так как она не соответствовала действительности (Ин 19:19-21). Интересно, что своё происхождение от иудейского рода Давидова Иисус тоже отрицал (Мк 12:35-37). Следовательно, Его родословия и отсылки к Ветхому Завету – это поздние вставки, сделанные обращёнными иудеями или прозелитами для того, чтобы адаптировать Иисуса к иудейской традиции. И действительно, в арамейском Евангелии, составленном Татианом во II в. на основе четырёх Евангелий, эти родословия отсутствовали[19], а также их не оказалось в краткой редакции Евангелия Луки по версии Маркиона[20]. На основании кратковременных походов Иисуса на праздник Пасхи в Иерусалим (согласно синоптикам такое паломничество было только одним) тоже преждевременно делать выводы о Его иудействе или желании что-то проповедовать иудеям, чего быть не могло, поскольку “метать бисер перед свиньями”, по заявлению самого Иисуса, – дело абсолютно бессмысленное. К тому же иудеев Он считал “сынами Дьявола”, в терминологии зороастрийцев – потомками дэвов. По убеждению Иисуса, иудеи не знали истинного Бога (Ин 8:19), но исполняли похоти “отца лжи” (Ин. 8:44) – точно, как именовали Ангра Манью, Злого Духа, зороастрийцы. Иисус в основном благовествовал язычникам в Галилее, Десятиградии, Заиорданье, ходил в Финикию и Самарию (основное население Самарии было иранским), а в Иудее обличал и критиковал иудеев. В Иерусалим на праздники в большом количестве сходились и разнообразные язычники (Деян 2:8-11), для чего им отводилось специальное место в притворе, так как вход во внутренние пределы Храма им был запрещён. В притворе Соломоновом проповедовали Иисус и апостолы. Значит они не рассматривались как иудаисты самими иудеями. В пасхальных ритуалах Иисус тоже не участвовал, поскольку не приносил кровавых жертв, а Тайная Вечеря больше похожа на мистериальные трапезы в культах Осириса, Митры, Кибелы и Аттиса (кстати сказать, тоже бога, девственно зачатого, умершего и воскресшего).
Но главный зороастрийский элемент в Евангелиях – это, конечно же, приход магов, описанный в Мф 2:1-12. Псевдо-зороастрийцы, разумеется, понимают всю силу этого аргумента, но именно поэтому еще более рьяно отмахиваются от него. Пришедшие маги не могли быть зороастрийскими жрецами, нагло заявляют они, потому что зороастрийское духовенство никогда магами не называлось.
Да, действительно, в восточно-иранской зороастрийской традиции священнослужители именовались иначе – заотарами или атарванами, что и сохраняется поныне. Однако даже у современных зороастрийцев существует еще одно их обозначение – мобеды, что происходит от древнеиранского magupati – ‘глава магов’. Считается, что отец Заратустры Порушаспа был верховным магом, однако “черные маги” с самого начала стали оказывать сопротивление проповеди пророка, поэтому он выступил против них. Но маги – это не просто жрецы, это особое сословие, в Западном Иране представлявшее мидийское племя, и данное племя было жреческим (соответствующим касте брахманов в Индии). После того, как в VII в. до н. э. восточная часть Ирана перешла под протекторат Мидии, зороастризм распространился в его западных областях, в т. ч. и среди мидийских магов, которые вскоре стали миссионерами религии Заратуштры[21]. О том, что маги были последователями зороастризма, известно из античных источников. В Каппадокии, где официально действовал зороастрийский календарь, приверженцев учения Зороастра называли “магузеями”. Таким образом, мидийская традиция магов – это именно западная традиция, предвзято игнорируемая современными неозороастрийцами восточного направления. Очевидно, маги, пришедшие к младенцу Христу, отправились из Западного Ирана. Они представляли западную версию зороастризма, усилившуюся с приходом к власти династии Ахеменидов. Можно также предположить, что атарваны – это вообще самозванцы из черных магов-карапанов[22], а потому атарваны не имели прав продолжать миссию Заратуштры. Многие элементы их религии – это искажение подлинного зороастризма и возвращение его к языческим обрядам и политеизму. Атарваном они сделали и самого Заратустру, однако сам себя он именовал мантраном – сочинителем мантр, и ваэдемном (ведуном, гностиком).
Так или иначе, в Евангелии от Матфея стоит термин magoi, а значит речь идёт о магах, которые во время рождения Христа являлись зороастрийцами. Евангельский сюжет появление магов связывает со звездой, а зороастрийские священники как раз были известны своими особыми достижениями в звёздных науках. Во всяком случае, в христианской традиции маги – это именно персидские жрецы[23]. И никаких серьёзных оснований отрицать это нет. В самом Иране времён сасанидского монарха Хосрова I Ануширвана (531-579) это не только не отрицалось, но и открыто провозглашалось.
Но напрашивается главный вопрос – почему тогда христианство широко не распространилось в самом Иране? Конечно, тому есть политическое объяснение – конфронтация с римской империей. Но, полагаю, это не главное. Христианство было принято прежде всего там, где проживало больше всего носителей арийской крови и духа – в Средиземноморье и Европе, потому что являлось продолжением религии ариев. Впрочем, согласно преданию, апостол Фома, проповедовал в Персии и Индии, он даже считается крестителем магов. Насколько глубоко христианство проникло в иранское общество в первые два-три века – об этом мало что известно. Зато источники сообщают, что в III в. империи распространилась иранская версия христианства – манихейство, которая императором Диоклетианом была объявлена орудием враждебной Персии и спровоцировало массовое гонение на христиан. Но и во II в. позиции христиан среди иранцев были столь значительны, что заставили на себя обратить внимание императора Траяна во время его похода на парфян. Вообще, в христианском гностицизме имеется немало параллелей с зороастрийскими верованиями, и это не случайно. Например, в гностицизме также существует трёхчастная градация людей на пневматиков (духовных), психиков (душевных) и гиликов (плотских, материальных), подобная зороастрийскому делению на людей, полулюдей и полудэвов, что, в свою очередь, восходит к расовой сегрегации – арийские варны, шудры и чандала. Вероятно, гностическое учение основано преимущественно на иранских и вавилонских традициях, и лишь в меньшей степени происходит из эллинистических философских школ.
Преследования христиан в Персии имели место еще в III в., но окончательно свободы вероисповедания они лишаются только с IV в., когда христианство стало государственной религией Римской империи, а значит, по убеждению персидских монархов, проводником имперской политики на Востоке. До этого времени христианство позиционировало себя как враждебное Риму, и многие христиане находили себе убежище в Персидской державе во времена гонений[24].
___________
Подводя итог, сделаем следующее заключение.
Зороастризм – не мировая религия, а расовая религия ариев. Прозелитизм среди низших рас исключён, потому что Фрашегирд (зороастрийский “Апокалипсис”) положит конец “эре смешения” и отделит ариев от их врагов не-ариев. Наступит “эра разделения”. В Евангелии её символизирует отделение народов-овец от народов-козлов (Мф 25:32-33).
Христианство – прямое продолжение религии ариев зороастризма. Иисус – авестийский Спаситель Саошьянт, предсказанный пророком Заратуштрой. Поэтому христианство распространилось преимущественно в среде европейских народов, прямых потомков ариев. Впоследствии, под влиянием иудаизма, оно было искажено, однако несёт в себе основные элементы зороастрийских верований и должно быть реконструировано в свете общеиндоевропейской религиозной традиции. Христианство, очищенное от поздних иудейских наслоений, называется ариохристианством.
Некоторые несоответствия между христианством и зороастризмом вызваны, с одной стороны, искажениями в зороастризме, с другой – в христианстве, появившимися с течением времени. Ничего удивительного или страшного в этом нет, так как люди всегда вносят в религию что-то человеческое. Склонность же к догматизации и канонизации обнаруживают только экзальтированные фанатики и сектанты.
Современный реформированный неозороастризм, происходящий из исламизированного Ирана, является самозванной религией шудр и чандала, которые паразитируют на арийской религии и искажают её, вводя в заблуждение единственных законных носителей индоевропейской духовности – белых арийцев.
© Л. Л. Гифес
5 февраля 2012
[1] Позднее, однако, в силу разнообразных социально-политических метаморфоз в варну шудр стали включаться и арии, которые во время военных конфликтов или за долги нередко были обращаемы в рабов.
[2] Четыре арийских сословия были установлены самим Ахура Маздой: жрец, воин, скотовод, ремесленник. – Ясна. 19.15-18.
[3] Зоны или области, на которые согласно зороастрийской традиции был поделён обитаемый мир.
[4] Видевдат. Фрагард 1, 1.
[5] Видевдат. Фрагард. 1,2-3.
[6] Бундахишн, 24.
[7] Обезьянами и медведями часто называют йети.
[8] Согласно другому переводу, имеется ввиду “пери” – дух женского пола. Таким образом, по смыслу, женщина зачала от демона мужского пола, а мужчина – от демона женского пола.
[9] Бундахишн, 23.
[10] Цит. по: Багдасаров Р. Реставратор. // Бондаренко В. А., Худяков К. В., Багдасаров Р. В. Предстояние. Деисис. М.: Военный Парад, 2004.
[11] Заратустра. Учение Огня. Гаты и молитвы. М. Эксмо. 2006, стр. 295.
[12] Яшт 19, Замьяд яшт.
[13] Санкср. закон.
[14] Такие же белые рубахи предписано одевать христианам после крещения.
[15] Речь пойдет о т. н. "Русском Анджомане". Это не единственные зороастрийские общины в России, посему остальных я не касаюсь.
[16] Сегодня для расологов уже далеко не секрет, что т. н. арийские гаплогруппы не могут являться показателем принадлежности к арийской расе, т. к. эти гаплогруппы могли быть усвоены метисами и закрепиться в их родах по мужской линии.
[17] См.: Крюкова В. Ю. Зороастризм. СПб. 2005, стр. 33.
[18] В авестийский текстах, которыми артикулируют неозороастрийцы, Митра занимает или равновысокое положение с Ахура Маздой, или стоит выше него, или вовсе считается дэвом. Интересно, как решают эту проблему зороастрийские богословы?
[19] Это тем более удивляет, если учесть, что Татиан очень тщательно делал свой свод и старался не упустить ни одной мелочи, которая содержалась в четырёх Евангелиях.
[20] Вопреки широко распространённому, но ошибочному мнению, сам Маркион ничего не исправлял, что доказано учёными на основе текстологического анализа его канона.
[21] См.: Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб, 1994, стр. 65-66.
[22] Название карапаны происходит, видимо, от имени корибантов – мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии.
[23] Хотя есть и другие толкования, с необоснованными ссылками на Ветхий Завет, но они никак не вяжутся с тем, что эти жрецы названы именно “магами” и что их родина находилась именно на “востоке”, как указывается в Мф.
[24] Подробнее о сиро-халдейском христианстве см. в материале: Сирохалдейцы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий