Кельтское христианство



Древнейшие записи на валлийском языке, относящиеся к VI веку и позже, были собраны монахами Валлийской церкви, хотя большинство сохранившихся списков руко­писей не старше XI века. Эти предания известны как «Три­ады острова Британия» и охватывают период с 450 г. до н. э., но содержащимися там сведениями во многом пре­небрегают, поскольку они почерпнуты из устных преданий и были записаны после описываемых ими событий, а к тому же на и-гимрайг (валлийском языке), а не латыни.

Исторические события, содержащиеся в этих расска­зах представлены в виде многочисленных, изложенных прозой, циклов сказаний (саг). Известно, что валлийские сказители не записывали своих повествований, а передава­ли устно, и лишь спустя многие века они были записаны[1].

«Триада 35» сообщает, что христианство проникло в Южный Уэльс в 58 году н. э., когда король Бран из Гламор­гана принес новую веру на свою землю:

«В 51 году н. э. Каратак потерпел поражение в битве с римлянами... и Осторий Скапула взял Каратака в Рим вместе с отцом, королем Браном и остальным семей­ством. Римляне дали Брану гражданство, и они пребы­вали там все до 58 года. «Бран Благословенный, сын Ллира Лледиата, сей Бран принес веру Христа впервые на этот остров из Рима, где находился в заключении семь лет... Будучи бардом, король Бран обязан был предоставить новые (религиозные) верования на рас­смотрение собрания, иначе горсет-и-бейрта, и если основная часть североваллийских бардов из ордовиков была в 57 году истреблена на острове Англси римским военачальником Светонием Паулином (в битве при Кастелл Иор), подобной уча­сти южноваллийские барды избежали. На юге пред­ставители друидского сословия бардов становятся священнослужителями новой религии, сделав христи­анство предметом своих забот. Обошлось без крово­пролития и удалось сохранить преемственность обы­чаев народа»[2].

Согласно тому, что нам известно о связанных с Иллтидом, наставником Майлгуна и святого Патрика и сыном царевны из дома Брана, преданиях о камне и его жизни в пещере, горсет-и-бейрт решил взять все лучшее из древних традиций. Сохранив приверженность народа мегалита к камням и календарям, барды присовокупили представле­ние об Иисусе как воплощении всего лучшего, что было в отношениях друидов с Богом. Тем самым они усвоили ту разновидность христианства, что была наиболее близка кельтским народам Британии, которые сроднились с пред­ставлениями, унаследованными друидами от народа куль­туры рифленой керамики и енохианской традиции.

Загадки Талиесина говорят нам о том, что знания Еноха сохранились в учениях Иллтида. Брану с его друидами не составляло труда совместить христианскую религию со своей собственной традицией, включая свой календарь и свою друидскую тонзуру, выстригание передней части головы, оставляя при этом волосы сзади.

Согласно преданиям, святой Патрик пришел в Ирлан­дию проповедовать из Южного Уэльса, и при встрече с горсет-и-бейрт в Таре он без особого труда обратил со­бравшихся в новую веру[3].

«Он преуспел в обращении ирландских вождей и при­влек к себе внимание ирландского короля Лоэхайре из Тары, чудесным образом победив друидов»[4].

Недавно обнаружилось, что места, где проповедовал новую религию Патрик, принадлежали друидам и находи­лись в местах прежнего обитания народа культуры риф­леной керамики. Например, на вершине Кроай-Патрика, «священной горы» Ирландии в графстве Мейо, откуда открывается прекрасный вид на бухту Уэстпорт и где по пре­данию святой Патрик постился 40 дней и 40 ночей, нашли дохристианское укрепление с жилищами.

В 1992 году на «ложе святого Патрика» [ирл. Leaba Phadraig], природного скального основания на пути паломни­чества к вершине, обнаружили следы украшений каменно­го века. Жители Мейо собирались на горе задолго до пре­бывания там Патрика, чтобы почтить кельтского бога Луга в праздник Лугназад. Патрик, видимо, много времени про­водил с друидами в местах стоянок каменного века, обра­щая их в христианство[5]. Он взывал к тому, что образ Иисуса — новый образец воплощенного друидства — как нельзя лучше подходит для древних учений.

Дуглас Хайд пишет, что «Разговор старейших», средне­вековое предание о Патрике, свидетельствует, насколько глубоко Патрик был и заинтересован в древнем друидском наследии:

«Святой Патрик стал испытывать некоторую нелов­кость от удовольствия, с коим он внимал рассказам древних фениев, и из-за своей набожности он опасал­ся, а не грешно ли испытывать такое удовольствие от сугубо мирских повествований. Посему он обратил­ся за советом к двум своим ангелам-хранителям и ус­лышал, что в преклонении слуха к оным рассказам нет ничего зазорного, напротив, было бы достохвально записать оные в поэтическом переложении и слова­ми оллавов, ибо многим добрым людям было бы отрад­но до скончания века внимать оным преданиям»[6].

Подобное толкование объясняет замечание Роллестона о быстром распространении кельтского христианства в Ирландии:

«...в Ирландии очень скоро после христианизации воз­никает множество монастырей, и общая их организа­ция указывает, вероятно, на то, что они представля­ли собой на самом деле преобразованные школы друи­дов»[7].

В середине VI века святой Финниан, настоятель одной из таких преобразованных школ друидов в долине реки Войн, принял юного ученика по имени Колумба, сына Федлимида из рода Уи Нейллов, королей Тары.

Колумба занял важное место в истории как кельтского христианства, так и королевского дома Стюартов Шотлан­дии. В 563 году он покидает Ирландию и отбывает в Шот­ландию, где играет заметную роль в становлении королев­ства Дал Риада, занимавшего значительную часть Ирлан­дии и восточные земли Шотландии. Колумба смог даже изменить наследование, передав правление от слабого ко­роля Эоганна более молодому и сильному Айдану. Свое ре­шение он оправдывал божественным вмешательством: сам Бог повелел ему поступить таким образом, явившись во сне.

Историк Айен Финлей замечает:

«Это предание пока­зывает Колумбу бессовестным обманщиком доверчивых людей, проводящим непопулярное решение, ссылаясь на божественное вмешательство»[8].

Цель же его путешествия в Шотландию, похоже, опре­делялась потребностью верховных правителей Тары рас­пространить свою власть на земли, некогда населявшиеся народом культуры рифленой керамики.

Историк Айен Брадли так отзывается о побуждениях Колумбы:

«Как настоятель Ионы Колумба должен был содейст­вовать укреплению власти правителей этого нового шотландского королевства (Дал Риады) и обеспечению тесного союза со своими родственниками северной ветви королевского дома Уи Нейллов в Ольстере. Впол­не возможно, что он прибыл туда поначалу сугубо по политическим соображениям, сообразуясь с желанием либо королей шотландской Дал Риада, либо своих цар­ственных родичей»[9].

Подобно Брану и святому Патрику (Майнгуину, «белому камню») до него, Колумба посетил горсет-и-бейрт в Тельте, где выступил в защиту нового образца друидства — Иисуса. Он присутствовал там вместе с друидами Бруде, сына Мелхона, и заявил: «Христос мой — друид, он мой истинный чудотворец»[10].

Обратившись к пиктским друидам с такими словами о новой вере, Колумба отправил белый камень (это был только что освященный камень, не инаугурационный ка­мень Лиа Фаль) королю Бруде с указанием, что для получения святой воды и придания ей целебных свойств надо полить ею этот камень. (Бруде был известен как сын Мелхона, что на пиктском язы­ке означало сын Майнгуина, т. е. сын Белого камня). Колумба, естественно, знал о связи посылаемого дара с име­нем короля, как и о том, что это звание связывало Бруде с кимврами южной Шотландии и северного Уэльса. Его по­литическая хитрость удалась, и подобный первый союз в итоге привел к образованию ветви королей Шотландии из выходцев его семьи.

Колумба создал ковчег для хранения своих священных трудов, известный как монимускова рака, которая лишена всякой христианской символики. (Она выставлена в Музее Шотландии города Эдинбурга.) Начиная с битвы при Баннокберне шотландские воины несли раку Колумбы перед собой. Символом его религии был не хри­стианский крест, а колесо или кельтский крест, содержа­щий мегалитические знаки ориентированных по солнце­стояниям лазов и камер. Вот мнение историка Дерека Брю­са, подробно изучавшего кельтский крест:

«Основным символом этих крестов подобно древним каменным столбам служит мировая ось, связь между небом и землей, место вращения небес»[11].

Такое слияние друидства с енохианскими элементами христианства привело к появлению цельной религии, где отсутствуют многие сверхъестественные черты культа Мит­ры (распространенного в Римской империи мистериального культа), которые привнесло в римско-католическое христианство представление Павла о богочеловеке. В ито­ге Римская Церковь, наследница Римской империи времен упадка, исказила учение и обычаи этой новой веры, не ут­верждавшей, что Иисус — Бог.

Римская Церковь послала Августина в Кентербери для наведения порядка в церковных обычаях на этих неспо­койных островах Западной Европы. В 603 году, когда Авгу­стин созвал глав Британской Церкви из епархий Уэльса, кельтские епископы решили, что если римский посланник встанет при их приближении и встретит их как брат, они будут с ним сотрудничать. Когда же главы Британской Церк­ви явились на встречу «в место, называемое на языке анг­лов Августинес-Ак, что значит «Августинов Дуб» Ауст, близ реки Северн, Августин остался сидеть. Подобное поведе­ние сочли за вызов, и все главы Британской Церкви верну­лись домой, ничего так и не обсудив[12].

Последующий 61 год Римская Церковь вела переговоры по объединению обеих церквей. Вопрос решился на собо­ре в Витби 664 года, когда власть папы, наконец, простер­лась и на кельтские окраины. Слабовольный епископ Колман подчинился на соборе Риму и отрекся от верований Кельтской Церкви — ее календаря, отличительной друид­ской тонзуры и иных обычаев. В начале следующего столе­тия Беда Достопочтенный, историк Церкви, сделал выпис­ки из протоколов этой встречи, где отмечает:

«Когда возник спор о Пасхе, о тонзуре и о других церковных делах, было решено созвать собор»[13].

Спор вышел занятным. Вилфред, представитель Рима, начал перебранку с заявления, что всякий, несогласный с точкой зрения Римской Церкви, выказывает глупость:

«Единственное исключение — эти люди и их сообщни­ки в заблуждении, то есть пикты и бритты, которые здесь, на двух отдаленнейших островах Океана, в сво­ей глупости воюют с целым миром».

Самое необычное отступление касается спора о сроке празднования Пасхи. Вилфред в продолжение сказанного заметил, что Колман следует иудейскому обычаю, приурочив праздно­вание Пасхи к Песаху (еврейской Пасхе), и что он ошиба­ется, утверждая, что Никейский собор пытался сделать иным день празднования Пасхи по сравнению с Песахом:

«То, что это истинная Пасха и что ее следует отме­чать всем верующим, не есть нововведение — это под­тверждено Собором в Никее, как говорит история Церкви (надо заметить, Римской Церкви)».

В ответ Колман призывает на помощь святого Колумбу:

«...мы должны поверить, что наш преподобнейший отец Колумба и его наследники, возлюбленные Богом мужи, праздновавшие Пасху таким же образом, суди­ли и делали в противоречии со Святым Писанием?...»

(Отсюда выходит, что Кельтская церковь праздновала день Воскресения согласно енохианскому календарю, который был, по убеждению авторов, разработан в абсерватории Стоунхендж, именно в этот день Иисус праздновал Тайную вечерю, не имевшую отношения к иудейскому Пейсаху, отсюда путаница как с датой, так и с самим праздником, — примеч. ред.)

Римская Церковь не терпела возражений, так что Вил­фред начинает злиться. Затем он приводит ложное свидетельство об авторитете папы, согласно которому Петр возглавил Иерусалимскую церковь после Иисуса:

«И пусть твой Колумба — впрочем, и наш, раз он Хри­стов, — святой и добродетельный муж, но разве мож­но поставить его выше блаженнейшего предводителя апостолов, о котором Господь сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного?» (Мф. 16:18-19).

После таких известий председательствовавший на Со­боре король Нортумбрии Освиу, встревожившись, что не пропустит его на небо апостол Петр, спросил Колмана:

«Правда ли, Колман, что Господь сказал такие слова Петру?»

Колман подтвердил верность слов благовестия в изводе Римской Церкви, после чего король Освиу принял сторону Рима, ссылаясь на эти слова о Петре:

«Тогда я скажу вам, что раз он так велик, я не могу противоречить ему, но намереваюсь подчиниться его велениям во всем; ведь иначе, когда я подойду к вратам рая, некому будет отпереть их, поскольку тот, кто, по вашим словам, владеет ключами, отвернется от меня».

Кельтская Церковь проиграла. Айен Финлей сожалеет, что Колман не унаследовал политической хитрости Ко­лумбы:

«Колумба, вероятно, предвидел неизбежность столк­новения. С его ученостью и красноречием едва ли мож­но было сравниться в такого рода состязании, и даже если бы он оказался побежден, его самолюбие не позволило бы ничем поступиться, подобно тому, как были — непреклонны перед Августином валлийские священно­служители»[14].

Но мы считаем, что Римской Церкви никогда так и не удалось целиком подмять под себя кельтское христианст­во. Многие авторы, включая Финлея, полагают, что кульдеи — религиозное течение в Шотландии, восприняли тра­диции Кельтской Церкви, которым предстояло проявиться в последующих религиозных и политических взглядах Шотландии.



Найт К., Ломас Р. Машина Уриила. М. 2006, стр. 451-463.
(в сокращении).




[1] The Mabinogion. Translators: Gwyn Jones (1907—1999), Thomas Jones (1910—1972). London: J. M. Dent, 1949.

[2] Blackett A.T., Wilson A.: Arthur and the Charters of the Kings. Penylan, Cardiff: M.T. Byrd & Co., 1980.

[3] Hanson Richard Patrick Crosland (1916—1988). Saint Patrick: His origins and career. Oxford: Clarendon Press, 1968.

[4] Jones Alison. Saints (Chambers Compact Reference Series). Edin­burgh: W & R Chambers Ltd., 1992.

[5] Hanson, Richard Patrick Crosland (1916-1988), Saint Patrick: His origins and career. Oxford: Clarendon Press, 1968.

[6] Hyde D. A Literary History of Ireland: from Earliest Times to the Pre­sent Day. London: T. Fisher Unwin, 1899.

[7] Томас Роллестон. Мифы, легенды и предания кельтов. Пер. с англ. Е. Глушко. М., Центрполиграф, 2004, с. 68 (глава «Религия кель­тов», параграф «Учение о переселении душ»). (Rolleston T.W. Myths and Legends of the Celtic Race. G. G. Harrap & Co., 1911.)

[8] Findlay I. Columba. London: Victor Gollancz, 1979.

[9] Bradley I. Columba: Pilgrim and Penitent. Glasgow: Wild Goose Publications, 1996.

[10] Spence Lewis (1874—1955). The mysteries of Britain: or, The secret rites and traditions of ancient Britain restored. London: Rider, 1928.

[11] Bryce D. Symbolism of the Celtic Cross, Llanerch, 1989.

[12] Edward, H. Т.: Wales and the Welsh Church. Rivingtons. 1898.

[13] Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер. с лат. В. Эрлихмана. СПб., Алетейа, 2001: книга 3, глава 25.
  
[14] Finlay, I.: Columba, London: Victor Gollancz, 1979. "Donaldson Gordon (1913-1993): Scottish Historical Documents. Glasgow: Neil Wilson, 1970.

Комментариев нет: