Мария Магдалина в свете гностических источников



Открытия в пустыне

Еще два века назад мы не смогли бы обнаружить других сведений о Марии Магдалине в ранней церковной традиции. Однако начиная с XVIII века в песках пустыни стали находиться папирусы, в которых упоминается Мария Магдалина. В 1773 году был обнаружен Аскевианский Кодекс, в котором содержалось произведение, известное под названием Пистис София. В 1896 году был открыт Берлинский Папирус, в котором содержалось Евангелие от Марии, а в 1945 году в Наг-Хаммади был обнаружен корпус текстов, включавший Евангелие от Фомы, Беседу Спасителя, Евангелие от Филиппа, Мудрость Иисуса Христа, а также Первый и Второй Апокалипсисы Иакова. В промежутке между этими двумя находками были найдены Евангелие от Петра (1886 год), Послание Апостолов (1895 год) и Манихейский Псалтырь (1930 год), а также церковные чины Апостолический Церковный Чин (первое издание 1843 год) и Учение Святых Апостолов (первое издание 1854 год). Также было найдено множество изводов Деяний Филиппа.

Из всех этих писаний древнейшими считаются Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии, Евангелие от Петра, Послание Апостолов и Беседа Спасителя. Они датируются временем до 150 года. Остальные произведения датируются второй половиной II века и III веком. Деяния Филиппа были написаны в IV веке. Новым в этих текстах является то, что Марии Магдалине доверена прямая речь. Несмотря на это, по сути, она ничего не сообщает от себя, а только задает вопросы. Исключение — Евангелие от Марии. Здесь Мария Магдалина ведет обстоятельный рассказ. Этому Евангелию мы посвятим отдельную главу. В этом же разделе мы рассмотрим образ Марии Магдалины, вырисовывающийся в остальных недавно открытых текстах.


Ученик, а не учитель

Два церковных чина ближе всего подходят к взглядам отцов церкви. Мария Магдалина без каких-либо пояснений именуется ученицей Иисуса. Из этого делается вывод, что в качестве таковой она также присутствовала на Тайной вечере. Однако, согласно апостолам, это не означает, что женщины могут играть какую-то роль в причащении. В Учении Двенадцати Апостолов говорится о том, как апостолы обсуждали между собой этот вопрос. Среди них находятся Марфа и Мария. Марфа говорит, что Иисус не позвал Марию на Тайную вечерю оттого, что та смеялась, а не из каких-либо принципиальных соображений. Мария подчеркивает, что она смеялась не над Тайной вечерей, но над выражением «слабый исцелится сильным». Замечание Марфы и возражение Марии не принимаются во внимание. Тем не менее апостолы приходят к выводу, что Иисус не желал, чтобы женщины давали причастие. Женщины не должны служить в церкви. Их задача — поддерживать слабых и нуждающихся в помощи.

В Апостольском Церковном Чине апостолы разрешают женщинам становиться диакониссами, ссылаясь на Марию Магдалину и других женщин, прислуживавших Иисусу. Они также без всяких оговорок называют Марию Магдалину первым свидетелем воскресения. 


Однако женщины не могут давать наставления в вере. Апостолы говорят:

«Женщины не имеют ни права, ни обязанности учительствовать именем Христа и наставлять в искуплении, совершившемся благодаря его страданиям. Ибо вам не доверено, женщины и прежде всего вдовы, наставлять верующих, а молиться и умолять Господа Бога. Ибо Господь Бог Иисус Христос, наш учитель, послал нас, Двенадцать, учить народы и язычников, и среди нас были женщины-ученицы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и другая Мария; но он не послал их с нами учить народы. Ибо если бы понадобилось, чтобы женщины наставляли людей в учении, сам учитель поручил бы им учить вместе с нами» (Апостольский Церковный Чин III.6).

В этих двух церковных чинах Мария Магдалина изображается как ученица Иисуса, а это ученичество ведет к выполнению определенных церковных функций (например, функции дьякона). Однако эти функции, очевидно, располагаются на совершенно ином уровне, чем функции двенадцати апостолов-мужчин. Женщины должны молиться и поддерживать нуждающихся, а мужчины — наставлять и причащать.


Помощница Филиппа

В Деяниях Филиппа Иисус поручает распространять свое учение только мужчинам, как говорится и в Апостолическом Церковном Чине. Однако для Марии Магдалины делается исключение. Ей дозволено идти с Филиппом и ободрять его как сестре. Когда он слышит название страны и города, в котором ему доверено проповедовать Евангелие, он разражается рыданиями. Тогда Мария, которая, по Деяниям Филиппа, хранит список стран, в которые отправляются апостолы, просит за него у Спасителя. И Спаситель отвечает:

«Я знаю, что ты добра и смела и что твоя душа благословенна средь женщин. Вот Филипп, ему достался разум женщины, а в тебе обитает мужественный и храбрый разум» (Деяния Филиппа 77).

Затем он поручает ей сопровождать Филиппа, но не в женском обличье. Христос говорит:

«Что же до тебя, Мария, то перемени одежду и внешний вид: отбрось все, что выдает в тебе женщину» (Деяния Филиппа 77).

И на самом деле она отправляется в путь, одетая в мужское монашеское одеяние. В Деяниях Филиппа Мария восхваляется за свое мужество и аскетизм. Хотя она сопровождает Филиппа, только чтобы ободрять его, она также проповедует и крестит.




Ученик: учение и толкование

Другие тексты сильно отличаются от Деяний Филиппа по тону. Они отличаются и по жанру, больше походя на новозаветные Евангелия, чем на сочинения отцов церкви. Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа содержат поучения Иисуса и краткие медитативные тексты. В Евангелии от Петра и Послании Апостолов рассказывается о воскресении. Другие произведения пересказывают беседы Иисуса с учениками. В этих текстах, как и в трудах отцов церкви, Мария Магдалина именуется учеником. Однако это слово употребляется не в таком ограничительном смысле, как у поздних отцов церкви, в двух церковных чинах и Деяниях Филиппа. Оно не означает, что хотя она и является ученицей, но не является ни апостолом в общем смысле этого слова, ни учителем, а только помощницей, да и то переодевшейся мужчиной. В этих писаниях мы не найдем ограничений на женское ученичество. В Первом Апокалипсисе Иакова говорится:

«И все же я спрошу у тебя еще: кто те семь женщин, которые были твоими учениками? И вот, все женщины благословляют тебя. Я также поражен тем, как бессильные сосуды становятся сильными благодаря пониманию, которое содержится в них» (Первый Апокалипсис Иакова, 38).

По словам Иакова, ученицы благословляют Иисуса за всех женщин. По рукописи сложно различить, кто именно имеется в виду. Однако, по всей видимости, это Саломея, Мария Магдалина, Марфа и Арсиноя. Ту же самую посылку мы находим и в других произведениях этого круга: ученицы скорее получают одобрение, чем отталкиваются от ученичества.

Вовсе не удивительно, что Мария Магдалина и другие женщины изображаются в виде полноправных учениц и наставниц, в отличие от того, что мы наблюдаем в писаниях отцов церкви и Новом Завете (за исключением Евангелия от Иоанна). Подобно другим ученикам, Мария Магдалина задает Учителю вопросы и получает ответы. В трактате Пистис София она задает больше вопросов, чем остальные ученики. Вот одно из характерных высказываний:

«Я не устаю спрашивать. Не сердись на меня за то, что я задаю так много вопросов» (Пистис София 139).

Ответ Иисуса выглядит ободряюще: «Спрашивай о чем угодно». В других сочинениях Мария задает лишь несколько вопросов, но они имеют фундаментальное значение. И в Евангелии от Фомы, и в Мудрости Иисуса Христа она спрашивает о природе и цели ученичества. В Мудрости Иисуса Христа она говорит единственная из семи женщин. Здесь она также спрашивает, как ученики могут узнать то, что они должны знать, то есть спрашивает об источнике познания Бога. В Беседе Спасителя вместе с Матфеем и Иудой она получает особое наставление. Она спрашивает о смысле горя и радости. Она также спрашивает своих братьев, где и как они сохранят все то, что услышали от Господа.

Мария Магдалина не только задает вопросы, но и занимается толкованием. Она досконально знает писание и учение Иисуса и доискивается скрытого смысла его слов. В Пистис Софии она цитирует Исайю и Псалмы. Она помнит слова Иисуса. В Беседе Спасителя она также вспоминает его притчи. Автор добавляет: «Она произносит их как женщина, проникшая в самую суть». Толкования Марии Магдалины ценятся весьма высоко.


Проникновение в суть

Автор Беседы Спасителя не одинок, когда пишет о том, что Мария Магдалина проникла в самую суть божественного откровения. В трактате Пистис София она неоднократно удостаивается похвалы из уст самого Господа. Здесь говорится, что ее сердце находится в большей гармонии с Царством Небесным, чем сердца всех остальных ее братьев. Она стоит выше всех других женщин. Она точно и целенаправленно задает правильные и уместные вопросы. В Царстве Небесном, подобно Иоанну, она окажется более проницательной, чем остальные ученики.

В Евангелии от Филиппа автор сообщает, что Христос любил Марию Магдалину больше других своих учеников. Когда ученики спрашивают почему, Господь отвечает:

«Почему я не люблю вас так, как ее? Если слепец и зрячий оба блуждают в темноте, они не отличаются друг от друга. Когда же проливается свет, зрячий видит его, а слепец остается во тьме» (Евангелие от Филиппа 64:1-10).

Таким образом, Мария Магдалина сравнивается со зрячим. Она может видеть свет. Земной ночью нет разницы между учениками, но с наступлением дня она проявляется. Есть зрячие, и есть слепые.




Враждебность Петра

Вопрос о Марии Магдалине в Беседе Спасителя, очевидно, скрывает за собой значительное раздражение, вызванное ее особым положением. В других произведениях основная враждебность исходит от Петра. В Евангелии от Фомы он говорит:

«Пусть Мария удалится от нас, ибо женщины недостойны жизни» (Логион 114).

В Евангелии от Марии именно Петр ожесточенно нападает на нее.
Этот мотив проявляется и в III веке. В Пистис Софии Мария Магдалина говорит:

«Господь мой, ты всегда владеешь моим разумом, но каждый раз, как я выступаю, чтобы дать верное толкование твоим словам, я пугаюсь Петра, ибо он угрожает мне и ненавидит весь женский пол» (Пистис София 72).

Ранее Петр говорит:

«Господь мой, мы больше не можем терпеть эту женщину: она не позволяет нам сказать ни слова, а сама говорит постоянно» (Пистис София 36).

Оба раза ответ гласит, что все зависит от человека, в котором возмущается Дух. Дух говорит через Марию в той же степени, в какой он говорит в Петре. Мария Магдалина слышит в ответ:

«Всякий, кто исполнится духом жизни, выйдет и объяснит, что я говорю, и никто не сумеет противостать ему» (Пистис София 72).

Это сильно отличается от точки зрения Оригена. Комментируя Первое послание к коринфянам апостола Павла, он пишет:

«„Ибо неприлично жене говорить в церкви" (14:35) -то есть что бы она ни говорила, даже самые удивительные и святые слова, ибо они исходят из женских уст».

То, что враждебность Петра не направлена в Пистис Софии против всех женщин в целом, становится очевидным, когда Иисус испытывает его милосердие. Иисус просит его изгнать из царства света женщину, которая крестилась уже три раза, но ни разу не жила в соответствии со своим крещением. В ответ Петр молит Иисуса дать ей еще один, последний шанс. Более того, он не хочет брать окончательное решение на себя, а оставляет его Иисусу.


Иисус и Мария Магдалина: близость

В то время как отцы церкви и два церковных чина подчеркивают расстояние, разделяющее Марию Магдалину и Иисуса, в других произведениях на первый план выходит особая их близость.

Это видно уже в Послании Апостолов. Как и в Евангелии от Луки, здесь ставится под сомнение рассказ женщин о воскресении. Однако, в отличие от Луки, они получают приказ сообщить об этом от самого Господа. Одну за другой он посылает Марию Магдалину и Марию, сестру Марфы. Когда ученики не верят ни той, ни другой, Господь сам является ученикам. Однако он является им не один, а берет с собой обеих Марий. Этим единением Господь доказывает их правоту. В Евангелии от Фомы Иисус обещает дать Марии Магдалине особое наставление. В ответ на просьбу Петра исключить ее из круга учеников он говорит:

«Я сам поведу ее, чтобы сделать ее мужчиной, так что она также станет духом живым, похожим на вас, мужчин. Ибо каждая женщина, сделавшаяся мужчиной, войдет в Царство Небесное» (Евангелие от Фомы, Логион 114).

В Евангелии от Филиппа говорится, что Мария Магдалина называлась подругой Иисуса. Она всегда сопровождала Иисуса вместе с Марией, его матерью, и своей сестрой. Автор пишет:

«Спаситель любил Марию Магдалину больше, чем всех остальных учеников, и часто целовал ее в уста» (Евангелие от Филиппа 63:34-35).

Не следует понимать выражение «целовал в уста» в сексуальном смысле. Здесь, конечно, оно употреблено в смысле духовном. Благодать, которой обмениваются целующиеся, возрождает их. Об этом говорится ранее в том же Евангелии:

«Если дети Адама многочисленны, хотя они смертны, то много больше детей совершенного человека, которые не умирают, но постоянно возрождаются... Они питаются обетованием, что вступят в горнее жилище. Обетование исходит из уст, ибо оттуда произошло Слово и было вскормлено из уст и стало совершенным. Совершенный зачинает поцелуем и рождает. Поэтому мы также целуем друг друга. Мы зачинаем от благодати, которая присутствует среди нас» (Евангелие от Филиппа 58:20-59:6).

Мария Магдалина возрождается благодаря благодати Иисуса.
Расстояние, разделяющее Иисуса и Марию Магдалину у отцов церкви, — это расстояние между грешной женщиной и Богом. Близость, возникающая между ними в упомянутых нами произведениях, — это близость между учеником и учителем.


Узы забвения

«Узы забвения временны», — говорится в Евангелии от Марии. Это выражение постоянно приходит мне на ум, когда я думаю о том, насколько больше нам известно о древнейшей традиции, повествующей о Марии Магдалине, теперь, чем два столетия назад. В те времена мы были вынуждены довольствоваться текстами, сохраненными церковной традицией. Теперь же, благодаря новым открытиям, мы имеем представление о различных течениях раннехристианской Церкви. Во многих недавно обнаруженных произведениях Мария Магдалина предстает в роли ученика в полном смысле слова. В беседах о вероучении, которые ведет Иисус, она задает ему вопросы, как и остальные ученики, и толкует его слова, выказывая прекрасное знание Писаний. Она изображается как человек, обладающий большим и острым умом и тесной духовной связью с Иисусом.

Узы забвения временны. Еще двести лет назад Мария Магдалина воспринималась только в том виде, в котором она была изображена в рамках церковной традиции. До IV века ее образ носил черты благочестивой помощницы и смиренной верующей. Именно эту картину воспроизводят Евангелия от Матфея и Луки. Данный миф был разрушен новыми открытиями. Оказывается, в древности существовал и иной образ Марии Магдалины, ученицы Иисуса, стоящей на равной ноге с Петром и обладающей знаниями, недоступными другим ученикам. К этой картине приближается образ, который мы видим в Евангелиях от Марка и Иоанна.

Двусмысленность, уже вполне различимая в Евангелиях от Матфея и Луки, сохранялась и в церковной традиции. Конечно, Мария Магдалина считается ученицей Иисуса и даже может именоваться апостолом, но со множеством условностей и ограничений. Выдающаяся роль, которую играла Мария Магдалина, оказалась завуалированной даже в Евангелиях от Марка и Иоанна. Теперь мы знаем больше. И этим знанием мы обязаны новым открытиям, совершенным в песках пустыни.


Новые открытия, новые вопросы

Тем не менее новые открытия ставят перед нами новые вопросы.

Недавно открытые тексты определенно не содержат представлений, которые могли бы позднее получить распространение в церковной традиции. Те произведения, в которых Мария Магдалина приобретает необычно высокое значение, в общем относятся к духовному течению, с которым Церковь активно боролась в III веке и позже. Речь идет о христианском гностицизме. Мы подробнее поговорим об этом течении в следующей главе.

И это делает наш следующий вопрос, на который мы пока что не смогли найти ответа, еще более интригующим. Что же может сообщить нам сама Мария Магдалина? Что есть ей сказать такого, что доставило бы ей столь большое уважение в гностицизме?

Наш первый вопрос также предстает в несколько ином свете. Кем она была? Почему ее имя упоминается с таким почтением и благоговением во II и III веках? Были ли у нее последователи?

Кроме того, немало вопросов вызывает и враждебное отношение к ней со стороны Петра, которое как будто продолжает общую линию, намеченную уже в Евангелиях от Луки и Иоанна. Были ли Петр и Мария Магдалина соперниками? Или, может быть, в соперничество вступили между собой их последователи? А если так, какова была причина?

Ответить на эти вопросы поможет нам Евангелие от Марии.


Эстер де Бор. Мария Магдалина: за завесой мифа. СПб. 2006, стр. 106-118.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.